Трамвайная электростанция

Вид на Трамвайную электростанцию,
начало ХХ века


В начале ХХ века в Москве началось бурное развитие нового вида транспорта – электрического трамвая. В 1904 году Городская Дума заключила четырехлетний контракт с «Обществом электрического освящения 1886 года» на снабжение электрическим током московского трамвая. К 1907 году линиями московского трамвая потреблялось около 30 % всего производимого Раушской электростанцией тока. Но городские власти проводили целенаправленную политику по ограничению влияния частного капитала на развитие московского общественного транспорта и в 1904 году начали строить городскую трамвайную электростанцию.

2 (15) февраля 1907 года построенная Московской городской управой Трамвайная электростанция мощностью  6 тыс. кВт была введена в эксплуатацию сегодня – филиал ГЭС-1. Станция располагалась у Малого Каменного моста на берегу водоотводного канала и предназначалась для снабжения электричеством трамвайных линий. Спроектирована и сооружена под руководством инженеров М.К. Поливанова и Н.И. Сушкина. Впервые в России на электростанции были установлены три паровые турбины.

Освящение Трамвайной электростанции,
2 февраля 1907 года.

Из репортажа об открытии электростанции: « 2 - го февраля торжественно совершено было открытие Центральной электрической станции, устроенной на Винно-Соляном дворе, у Малого Каменного моста . Красивое одноэтажное здание расположено на берегу Водоотводного канала. В обширной двухсветной зале размещены большие турбогенераторы для выработки электрической энергии, составляющие главную часть всего оборудования станции. Пока на станции находятся два турбогенератора, из которых только один в настоящее время будет работать, а другой является запасным. Третий турбогенератор, для которого отведено уже место в зале, заказан и будет готов к окончанию срока контракта с Электрическим Обществом, с главной станции которого отпускалась электрическая энергия для городских нужд. Городская центральная станция подает пока электрическую энергию на две подстанции - Лубянскую и Краснопрудную, а Миусская будет питаться электрическим током от станции Электрического Общества на Раушской набережной до окончания контракта с Обществом 1 го мая 1908 года .

Распределительный щит
Трамвайной электростанции,
1907 год

Турбогенераторы представляют собой выдающуюся особенность городской станции – каждый из них развивает электрическую энергию в 6 600 вольт и около 5 000 лошадиных сил. От турбогенератора вся электрическая энергия поступает в электрический щит, представляющий собою железо-бетонное сооружение в 3 этажа с площадкой вверху. Внутри щита установлены все вводы, шины, приборы, а управление всем высоким напряжением сосредоточено на верхней площадке. Управление же низким напряжением - в третьем этаже щита. Из распределительного щита ток идет по кабелям, проложенным по дну Москвы-реки, и направляется на подстанции. Здесь умформеры переменный ток в 6 600 вольт преобразуют в постоянный ток напряжением в 600 вольт, который, направляясь в сеть, приводит в движение электрические вагоны [трамвая].


Насосное отделение, 1907 год

Пар входит в турбогенераторы из котельного отделения, расположенного рядом с машинной залой. В котельной помещаются 8 паровых котлов, каждый на 300 кв. метров поверхности нагревания. Оставлено место еще для 8-ми котлов, которые будут установлены для 3 - го турбогенератора. Котлы отапливаются нефтью, а вода в них подается из трубопровода. Паровые котлы расположены в одну линию, четырьмя группами или батареями, в каждой по 2 котла. Под машинным отделением в подвале помещаются насосная станция, конденсаторы, воздушный насос и трансформаторы, на насосной станции установлены два насоса по 180 лошадиных сил, рассчитанные каждый на подачу из Москвы-реки или Водоотводного канала 500 тысяч ведер воды в час (на всю работу станции), направляемой по 42-х дюймовым трубам в конденсаторы для охлаждения поступающего туда из турбогенераторов отработанного пара. Охлажденный в конденсаторах пар отсасывается воздушным насосом и поступает, превращаясь в воду, снова в паровые котлы; вода же из конденсаторов направляется по трубам опять в Москву-реку или в Водоотводный канал.


Машинное отделение
в день пуска электростанции,
2 февраля 1907 года

В том же подвале находятся три трансформатора, перерабатывающие ток силою 6 600 вольт, идущий к ним из распределительного щита, в ток 210 вольт для нужд самой станции - для приведения в движение моторов, воздушного насоса и пр. Трансформаторы эти (английские, завода Вестингауза ) взяты с Лубянской подстанции взамен двух трансформаторов Электрического Общества , которые при первой же пробе были пробиты электрическим током.

На постройку городской центральной электрической станции с оборудованием израсходовано около 2 100 000 руб. Каждый турбогенератор стоит 210 тыс. рублей. Станция строилась под наблюдением заведующего ею инженера  М.К. Поливанова . Постройка была начата 1-го июля 1904 года и задержана была на несколько месяцев вследствие забастовок 1905 года. Поэтому она не могла быть закончена к сроку - к осени минувшего года. Здание станции оборудовано электрическими установками только наполовину, другая половина здания остается пока свободной и будет оборудована с дальнейшим расширением сети городских трамваев.


Молебствие на электростанции Трамвайной,
2 февраля 1907 года

«Открытию станции предшествовало молебствие, совершенное в машинном отделении в присутствии городского головы, членов управы и гласных Думы. После богослужения супруга городского головы разрезала ленту на колесе турбогенератора, и началась работа станции».

Ввод в эксплуатацию станционного оборудования производился в 1907 – 1910 годах. Это позволило ещё в 1909 году полностью прекратить получение от Раушской станции электроэнергии для трамвая и частично для городских учреждений и предприятий. Монтаж и ввод в эксплуатацию новой мощности на Трамвайной электростанции был произведен в 1910 - 1912 годах . Дополнительно было установлено 20 паровых котлов и четыре турбогенератора. Общая мощность к концу 1912 года достигала 21 тыс. кВт , а в 1914 году - 23,1 тыс. кВт . Но мощности одной трамвайной станции для Москвы не хватало, к тому же городские власти стремились создать своё энергохозяйство, противопоставив его  «Обществом электрического освящения 1886 года » находившемуся в руках частных акционеров.


Вид на Трамвайную электростанцию,
начало ХХ века

В 1916 году в Симоновой слободе было построено одно из самых прекрасных зданий предреволюционных лет, в псевдо-романском стиле – здание 2-ой Городской трамвайной электрической станции. Но запущена она так и не была, в дальнейшем здание было передано Всесоюзному теплотехническому институту, и в нём разместилась ТЭЦ ВТИ .

Мощность 1-й Центральной трамвайной электростанциии к октябрю 1917 года несколько упала - до 21 тыс. кВт. К этому времени на станции было установлено:

- в котельной: 28 паровых котлов на рабочее давление пара 14 атм. В том числе фирмы «Фицнер-Гампер» - 24 котла, «Бабкок-Вилькокс» - 2 котла, «Гербе» - 2 котла. Котельная проектировалась и работала до 1914 года на нефти;

- в машинном зале: шесть конденсационных турбогенераторов, пять – по  3 000 кВт , один – 6 000 кВт . Давление пара перед турбинами было 12 атм, температура пара – 300°С. Все генераторы переменного тока имели частоту – 25 периодов в секунду. Раушская станция и Электропередача имели переменный ток 50 периодов в секунду.


Годовая выработка в 1909-1916 годах электроэнергии Трамвайной станцией (млн кВт/ч)

В состав электростанции входили также трамвайные подстанции, расположенные в разных районах города. Все подстанции были оборудованы понижающими трансформаторами и умформерами, в которых 3-х фазный переменный ток  6 600 вольт , получаемый с электростанции, преобразовывался в постоянный ток напряжением  600 вольт .


Демонстрация рабочих, 1918 год

После февральской революции 1917 года на станции был создан завком во главе с Л.И. Летучевым – участником восстания на броненосце «Потемкин». 26 октября 1917 года в Замоскворецком районе был создан  Военно - революционный комитет . В его состав от Трамвайной станции вошел К.Ф. Витковский. Ревком захватил власть на станции и контролировал все производственные и хозяйственные вопросы. Места ушедших дежурных техников заняли дежурные щита управления, должности начальников поручили старшим мастерам.

В декабре 1918 года ВСНХ принял решение об объединении электрическими сетями электростанций в Петрограде и Москве. Началось объединение на параллельную работу электростанций «Общества электрического освящения 1886 года» и Трамвайной станции.

После октября 1917 года Трамвайная станция, вместе с другими городскими предприятиями, стала подчиняться Московскому Совету рабочих и красноармейских депутатов. Во главе станции было поставлено Временное Правление. В сентябре 1919 года Президиум ВСНХ отстранил от руководства Временное Правление и утвердил новый состав Правления.Трамвайная электростанция была выведена из подчинения городским властям и вошла в  Объединение центральных станций (ОГЭС) .

Оборудование Трамвайной электростанции

В годы Первой мировой войны и Гражданской войны котельная станции работала на смешанном топливе – дровах, торфе и каменном угле. Общий отпуск электроэнергии с электростанций МГЭС-1, МГЭС-2, ГРЭС-3 снизился с 231 млн кВт/ч в 1916 году до 82 млн кВт/ч в 1919 году. В 1919 году на МГЭС-1(Раушской) установлен умформер (преобразователь) в 3 (2,5) тыс. кВт, связавший общую 50-периодную сеть с трамвайной сетью 25 периодов. В качестве мотора был использован генератор от демонтированной турбины на МГЭС-1 мощностью  3 000 кВт , а в качестве генератора – один из генераторов 25 периодов с Трамвайной станции, турбина которого вышла из строя в 1917 году.

24 сентября 1921 года постановлением Коллегии Главэлектро сформировано Управление Объединенными Государственным Электростанциями Московского района (ОГЭС), в которое вошли девять электростанций: МГЭС-1(Раушская), Трамвайная, Электропередача, Глуховская, Павловская, Ореховская, Шатурская (временная), Болшевская, Щурово-Коломенская. Название Трамвайная электростанция встречается вплоть до 1930-х годов, кроме того - Центральная трамвайная электростанция , Московская государственная трамвайная станция (МГТС). С начала  1930 - х годов стало закрепляться название МГЭС-2, а с 1940-х годов – ГЭС-2.

В течение 1921 года семь московских электростанций были объединены электрическими сетями. 17 декабря 1921 года в системе (ОГЭС) началось формирование Центральной диспетчерской службы дежурных инженеров.

5 января 1922 года постановлением Президиума ВСНХ создано Московское объединение государственных электрических станций (МОГЭС).В состав треста МОГЭС вошли следующие электростанции: МГЭС-1, Трамвайная, Электропередача, Шатурская, Глуховская, Павлово-Посадская и Ореховская.


Чертеж Трамвайной электростанции

В 1925 году от МГЭС-1 было проложено четыре кабельных пучка 6 кВ для связи с МГЭС-2. В 1925 -1926 годах для усиления связи c Трамвайной станцией и обеспечения питания электросети 25 периодов на МГЭС-1 было построено здание преобразователей частоты, в котором смонтированы три синхронных преобразователя частоты фирмы «Бергман» мощностью 10 тыс. кВт.

В том же году в целях экономии нефтетоплива на Трамвайной станции были произведены работы по переоборудованию топок котлов на антрацит.

В 1927 году на станции была установлена паровая турбина фирмы «Рато» мощностью 17 500 кВт, генератор турбины переменного тока 50 периодов фирмы «Гампсон-Хаусон» и два паровых котла фирмы «Бабкок-Вилькокс» морского типа с поверхностью нагрева 1630 м2 на давление пара 22 атм, паропроизводительностью по 65 т/час. Эти мощные котлы были переданы МОГЭС Азнефтью. Новый турбогенератор связали с распределительной сетью МГЭС-1.

Установка нового турбогенератора была произведена в помещении бывшей Центральной подстанции 25 периодов, прилегающем к главному машинному залу станции. Оборудование самой подстанции было перенесено в приспособленное для этого помещение склада во дворе Трамвайной станции.

Новые котлы были установлены в существующей старой котельной, причем были демонтированы четыре старых котла фирмы «Фицнер-Гампер». Монтаж котлов и турбогенератора был закончен к декабрю 1927 года.

Топливом для 16 котлов старой котельной служил донецкий антрацит. Один котел работал на подмосковном угле, а остальные котлы старой котельной (всего – 24 котла) и оба котла новой котельной работали на мазуте. Антрацит доставлялся на МГЭС-2 трамвайными грузовиками и автотранспортом.

Машинный зал ГЭС-2

Для доставки топлива на Раушскую электростанцию (ГЭС-1) ещё в 1907 году от нефтяных складов акционерного общества «Ока» у Симоновского причала (позднее – Ленинская нефтебаза), куда подходили баржи с бакинской нефтью, был построен специальный нефтепровод. Позднее, в 1930 году, нефтепровод был перестроен на больший диаметр длиной 6 км, а на территории станции были сооружены три подземных бака емкостью 800 м2. От этого нефтехранилища на МГЭС-1 был проложен нефтепровод на МГЭС-2. После реконструкции станции установленная мощность в 1927 году составила 38,5 тыс. кВт. В дальнейшем, вследствие полной изношенности, один турбогенератор 25 периодного тока мощностью 3 000 кВт был демонтирован и мощность станции в 1935 году составила 35,5 тыс. кВт.

После 1927 года назначение электростанции как трамвайной почти утратилось, так как значительная часть вырабатываемой электроэнергии стала отдаваться в общую сеть МОГЭС.

В соответствии с первым пятилетним планом (1927 – 1931 годы) на МГЭС-2 производилась реконструкция. Вся мощность старой установки на МГЭС-2,состоящей из 24 котлов и шести турбогенераторов была равна примерно половине мощности большого каширского котла и большой каширской турбины. В 1931 году было построено новое распределительное устройство 50 периодов на напряжение 6 600 В, связанное двумя кабельными пучками с МГЭС-1для параллельной работы с системой. В 1937 году из-за роста нагрузок был проложен третий пучок. Реконструкция станции позволила увеличить установленную мощность до 38,5 тыс. кВт. Но и после реконструкции на станции сохранилась в работе ещё значительная часть старых установок общей мощностью 21 тыс. кВт.

До 1930 года МГЭС-1 и МГЭС-2 отапливали редуцированным паром или горячей водой от водоподогревателей здания самих станций, несколько жилых домов, Управление Мосэнерго и Кабельной сети и Клуб. В 1930 году началось строительство тепловых сетей от МГЭС-1 и МГЭС-2. В том же году МГЭС-2 стала отапливать 1-й Дом советов ЦИК и СНК (Дом на Набережной).

29 июля 1932 года трест сеть (МОГЭС) преобразован в районное энергетическое управление Мосэнерго. В состав Мосэнерго вошли: сеть 1 Московская ГЭС им.Смидовича,2 Московская ГЭС(Трамвайная), ГРЭС им.Р.Э.Классона, Шатурская ГРЭС, Каширская ГРЭС, 1 Московская ТЭЦ(ТЭЖЭ), 2 Московская ТЭЦ(Краснопресненская), Орехово-ЗуевскаяТЭЦ, Калининская ТЭЦ(Тверская), Управление электросетей, Управление теплосетей.


Довоенная годовая выработка электроэнергии ГЭС-2 (млн кВт/ч)

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. 278 работников ГЭС-1 и ГЭС-2 ушли на фронт. 16 человек – в народное ополчение, два человека воевали в партизанских отрядах. Пали смертью храбрых – 48 человек. С фронта вернулись на электростанцию 52 человека.

В октябре 1941 года на ГЭС-2 было демонтировано шесть старых котлов, а в июле 1942 года ещё два котла. Демонтированные котлы были направлены для установки в восточные районы страны. В первые месяцы войны был проведен ремонт всех станков и нескольких старых станков, полученных с других предприятий. Все станки мастерских использовались для изготовления военной продукции в течение всей войны.

Награждение работников ГЭС-2
правительственными наградами, 1952 год

Первый налёт немецкой авиации на Москву был совершён в ночь на 22 июля 1941 года. На ГЭС-2 упало 7 фугасных и 153 зажигательных бомбы , однако ни одного пожара не произошло, т. к. дежурные на крышах моментально засыпали все «зажигалки» песком.

В 1942 году во дворе станции была проложена трамвайная линия для перевозки дров, котел № 41 перевели на сжигание дров. От ГЭС-1 проложен открытый трубопровод к ГЭС-2 для подачи пара от котлов, работающих на твердом топливе, для обеспечения теплом особо ответственных объектов. В дальнейшем топки ещё четырех котлов были переоборудованы под дрова и четырех котлов - на сжигание подмосковного угля.


Машинный зал 1997 год

В июле 1946 года впервые в Москву был подан саратовский газ. Строительство магистрального газопровода длиной 843 км было начато ещё во время войны и закончено в 1946 году. ГЭС-1 – первое предприятие Мосэнерго начавшее переходить на сжигание природного газа. В 1947 году все котельные ГЭС-1 были полностью переведены на газовое топливо. В том же году на сжигание газа были переведены котельные ГЭС-2. Смонтированы газопроводы с регулятором давления «Пинча» и подводом газа к топкам котлов, установлены новые комбинированные газо - мазутные горелки и частично переоборудованы топки котлов. К ГЭС-1 и ГЭС-2 газ стал подаваться для экономии дефицитного мазута, к тому же мазутные топки было достаточно легко перевести на сжигание газа. Горелочные устройства на котлах могли работать и на газе, и на резервном топливе - мазуте. Была предусмотрена возможность перехода с одного вида топлива на другой без остановки котлов.

Приказом Министерства электростанций СССР № 102/а от 14 апреля 1956 года в целях упрощения структуры управления и сокращения административно-хозяйственных расходов ГЭС-1 и ГЭС-2 были объединены в единое предприятие с наименованием его ГЭС-2 Мосэнерго с филиалом. Имя П.Г. Смидовича указано не было. Объединение началось  1 июня 1956 года . Было создано единое управление электростанции, произведено объединение цехов с общими начальниками цехов и общим дежурным инженером.

В 1956 году начал осуществляться проект превращения ГЭС-1 в теплоэлектроцентраль. Для этого было необходимо модернизировать турбины. В 1956-1960 годах были переоборудованы три турбины «Метро-Виккерс», установленные на ГЭС-1 в 1929 - 1930 годах, и одна – на ГЭС-2.

Турбогенератор № 7

В 1956 - 1958 годах на ГЭС-2 проведена реконструкция турбогенератора в теплофикационный, смонтирована теплофикационная установка с необходимой автоматикой и дистанционным управлением. Установленный в 1927 году турбогенератор среднего давления (21 атм и 375 °С) был в 1957 году переоборудован в теплофикационный на работу с противодавлением. Электрическая мощность турбогенератора на теплофикационном режиме составляла 11,5 тыс. кВт.

В 1965 году после демонтажа 12 старых маломощных котлов низкого давления (установленных ещё в 1907 году) были смонтированы два теплофикационных водогрейных котла типа ПТВМ-100 тепловой мощностью по 100 Гкал.

В 1967 году сооружен второй вывод теплосети через Водоотводный канал в сторону Замосковоречья. С 1 июля 1989 года станция работала на бригадной форме организации труда.

В 1991 году установлен 3-й трансформатор 63 000 кВА. В 1994-1995 годах на ГЭС-2 заменены: турбогенератор № 7 (фирмы «Рато» с турбиной «Томсон-Гаустон») - на отечественный (12 МВт), котел № 21 («Бабкок-Вилькокс») – на отечественный  Е -50 -39 / 440 Белгородского завода (50 т/ч). В 1995 году котел № 22 заменен на отечественный (50 т/ч), внедрены новые горелочные устройства на котле № 21 и АУТП кабельных сооружений. Монтажные работы были осложнены почти полным отсутствием свободных площадей, сложностью подъездных путей в самом центре Москвы. Крупногабаритные детали приходилось возить с других станций, а монтаж вести прямо «с колес».


Внешний вид ГЭС-2, 2007 год

В 1996 году началось строительство очистных сооружений. Введены в строй новое мазутное хозяйство и новая водоподготовительная установка.

В 1997 году выполнена реконструкция ХВО, закончились пусковые работы по вводу новых очистных сооружений.

В 1998 году на пиковом водогрейном котле № 6 смонтирован шумоглушитель, в результате чего уровень звукового давления стал ниже на четыре децибела (28 децибел во всем диапазоне частот).

В 2004 году основное оборудование станции переведено на хеламиновый водно-химический режим, в результате чего отпала необходимость в дорогостоящей консервации с применением октадециламина (ОДА).

В 2005 году на станции внедрена автоматизированная система коммерческого учета газа (АСКУ Газ).



Директора ГЭС-2


18 сентября 1919 года – (?) Мостовенко И.П., Фельдман Григорий Александрович, Стафрин Сергей Петрович, Русаков С.В., Карпов И.П., Швальбах Альфред Иванович Правление Трамвайной электростанции
(?) – 1929 (?) год Юркин Александр Александрович Директор МГЭС-2
(?) – 3 июня 1936 года Михайлов М.В. Директор МГЭС-2
3 июня 1936 года -8 сентября 1937 года Уфаев Михаил Яковлевич Директор МГЭС-2
16 января 1938 года – 19 февраля 1948 годаФедотов Иван Григорьевич Директор ГЭС-2
21 октября 1948 года – (?) Казьмин А.В. Директор ГЭС-2
1956 год - 4 апреля 1973 года Федотов Павел НиколаевичДиректор ГЭС-1
апрель 1973 года - 1975 год Ерошин Ю.Ф. Директор ГЭС-1
2 сентября 1975 года – 13 марта 1980 годаЖуравов Анатолий Александрович Директор ГЭС-1
1980 год – 25 августа 2008 года Овчарек Валерий ЯковлевичДиректор ГЭС-1
26 августа 2008 года – 2011 год Шишулин Евгений Евгеньевич Директор ГЭС-1
11 января 2011 года – август 2011 года Ребров Геннадий Николаевич Директор ГЭС-1
22 августа 2011 года – настоящее времяМакаров Борис Николаевич Директор ГЭС-1

Очерк подготовлен:

Г.Л. Андреев


Источники:

  • Российский государственный архив экономики
  • Архив Музея Мосэнерго
  • Свет возрождения: 1897 – 1907: [Юбилейное издание, посвященное 110-летию ГЭС-1 им. П.Г. Смидовича]. М., 2007
  • http://www.famhist.ru/
  • Фотографии из газеты: «Московский листок»: Иллюстрированное прибавление. 1907. № 7 (11.02)


Назад к списку очерков