Архитектура Георгиевской электростанции

На рубеже XIXXX веков Москва бурно развивалась: с одной стороны, город оставался оплотом традиционности и сохранял древности, с другой же, его захлестнула волна урбанизации и ультрасовременности. Для того, чтобы идти вровень с прогрессивной эпохой, необходимо было применять все новейшие достижения науки и техники того времени. По этой причине Москва находилась в процессе масштабной трансформации, одной из самых ощутимых сторон которой стало строительство новых зданий, в набольшей степени охватившее жилищное и промышленное направления архитектуры. В связи с возникновением множества прогрессивных идей и технологий возникал вопрос, как именно гармонично вписать в существующий облик города новые объекты.


Например, Георгиевский переулок в наши дни – это переулок контрастов. В нем сосуществуют палаты начальника стрелецких войск боярина И.Б. Троекурова (середина XVII в.), городская усадьба Н. П. Маттейсена (1870), 16-этажное административное здание Госплана СССР (1968) и др. Однако больше века назад он представлял собой единое с окружающей городской средой пространство, а по соседству с бывшим Георгиевским монастырем располагались Дворянский зал Благородного собрания (ныне Колонный зал Дома Союзов), литературные и музыкальные клубы и салоны. И все-таки развитие промышленности вносило свои необходимые коррективы в планировку города, а объекты производства строились с учетом номинального соответствия окружающей застройке. В то время Москва была одним из самых «темных» городов мира, и строительство первой электростанции, которая была бы расположена недалеко от основных потребителей – Кремля, Большого и Малого театров, Университета на Моховой, – было необходимым этапом в развитии общества и городской инфраструктуры. Проект здания Георгиевской электростанции Городская дума заказала архитектору Владимиру Шеру в 1887 году.


Ф.8. Ед.хр.2_Ф_02.jpg


Здание, расположенное по адресу Георгиевский переулок, дом 3, строение 3, было построено для нужд энергетики на территории бывшего женского Георгиевского монастыря XV века, разрушенного при пожаре 1812 года и позднее вовсе упраздненного. Так как одна из задач архитектора в процессе строительства станции заключалась в том, чтобы создать объект, который бы гармонично вписался в стиль Георгиевского переулка, был создан проект здания, стилизованного под XVII век. Краснокирпичная станция, пустившая первый ток в 1888 году, была построена в псевдорусском стиле – одним из основных во второй половине XIX века. Принцип эстетической выразительности лег в основу архитектурного проекта. Истоки же данный стиль находил в народной традиции, которая была тесно связана с крестьянским зодчеством и, в целом, с идеей народности, которая была основополагающей в развитии социально-политической мысли XIX века. С этим был связан и интерес общества к русской архитектуре XVI—XVII веков, то есть к наследию эпохи расцвета Московской Руси. Псевдорусский стиль являлся объединением славянских деревянных построек, искусства Византии, норвежского севера, татарского востока и фантазий итальянских мастеров. Русские терема с экзотическими орнаментами, узоры русских вышивок и тирольской деревянной резьбы – все это создавало «русский» стиль, который около века назад прославился во всем мире.




Данному стилю было свойственно украшение декоративными деталями, которые не относились к прямому назначению постройки – мастерскую прорисовку деталей сложно не отметить и в здании первой электростанции. Фасад представлен трёхчастной симметрично-осевой композицией, которая с порталами ворот и угловыми ризалитами создают общую тему. Декоративные окна и простенки расположены в равномерном ритме по всему проекту. Развитие нескольких равнозначных тем с одинаковым ритмом элементов было особенностью псевдорусского стиля. Силуэт выражен высокой кровлей и угловыми башенками, что сочетается с исторически сложившейся пространственной системой вертикалей. В этом контексте уместно вспомнить, что Георгиевский монастырь, располагавшийся на данном месте (первое летописное упоминание 28 июля 1493 года), старше, к примеру, Красной площади. Архитектура храма, несомненно, оказывала влияние на застройку окружающего пространства. А в 1887 году, по неподтвержденным данным, для здания электростанции были перестроены или взяты за основу старые монастырские кельи.



Ф.8. Ед.хр.1_Ф_05_1 (2).jpg



Проект архитектора Владимира Шера гармонично вписался в архитектурный ансамбль Георгиевского переулка и запросы общества и города конца XIX века. За свое существование здание использовали для совершенно разных целей – здесь проходили выставки, электротехнические съезды, до 1994 года в здании находилась станция технического обслуживания правительственных автомобилей, затем оно было отдано под гараж. Пусть электростанция уже отработала свои мощности (выведена из эксплуатации в 1897 году), но здание, известное сейчас как выставочный зал «Новый Манеж», бережно хранит свою долгую историю. В историческом фонде столицы оно занимает особое место – как образец промышленной архитектуры последней четверти XIX века оно поставлено под государственную охрану.



Ф.8. Ед.хр.3_Ф_01 - копия.jpg


Очерк подготовлен:

Ю.Д. Шуленина



Назад к списку очерков