КАК ВОЕВАЛИ ТУРБИНЫ...

КАК ВОЕВАЛИ ТУРБИНЫ

Перед началом Великой Отечественной войны Мосэнерго была крупнейшим в СССР энергетическим предприятием. Под её контролем было 27 организаций, в том числе 12 электростанций общей мощностью 1 160 тыс. кВт. Мощность теплофикационных агрегатов московских ТЭЦ ─ 230 тыс. кВт, годовой отпуск тепла составлял 2,5 млн Гкал. Фрунзенская ТЭЦ-12 была введена в эксплуатацию 17 июня 1941 года. Планировалось строительство новых теплоэлектроцентралей: Калужской, Семеновской, Ленинградской, Дербеневской и ТЭЦ в Рязани. Сегодня мы хотим рассказать, как работали люди и наши электростанции в тяжелые военные годы. 

ГЭС-1 им. П.Г. Смидовича ( ГЭС-1)

В начале 1941 года ГЭС-1 находилась на реконструкции: проводились работы по переводу оборудования на подмосковный уголь, демонтировались восемь старых котлов. Тогда же обновления затронули и «Раушскую», которая снабжала электричеством метро.

Предприятия энергетики в срочном порядке перестраивались на военный лад. Прежде всего потребовалось форсировать работы по строительству подземного диспетчерского пункта: были построены командные пункты и убежища для персонала, введена система светомаскировки, подобраны средства индивидуальной защиты.

Сложнейшей задачей стала защита станций от бомбардировок. Гитлеровцы усиленно искали Кремль и здание важнейший источник энергоснабжения Москвы, ГЭС-1. Основными ориентирами для них были изгибы Москвы-реки, Стрелка и Обводной канал. За дело взялись маскировщики.

За одну ночь Обводной канал превратился в улицу старого Замосворечья, а ГЭС-1 в жилой дом. Для защиты электростанции были выделены специальные зенитные подразделения ПВО. В подвальном помещении Мосэнерго на Раушской набережной был организован командный пункт. «Раушская» стала казармой зенитчиков.

Первый налёт фашистской авиации в ночь на 22 июля 1941 года.


Ф.6.ед.хр.12_Ф_23.jpg


«Огромная бомба пробила стеклянную крышу машинного зала и угодила прямо в ремонтирующийся турбогенератор, но не взорвалась. Тут же появились военные, вытащили, погрузили бомбу на грузовую машину с песком и увезли. Ремонтники Мосэнерго на месте сварили чугунный корпус турбины и часть цилиндра (такого в мире не было). Оперативно агрегат был введен в эксплуатацию»

Воспоминания работника ГЭС-1 А.А. Сычкова.


Ф.6.ед.хр.6_Ф_04.jpg


В срочном порядке были проведены работы по снижению ущерба от возможного взрыва на станции: головные части турбогенераторов укрыли металлом, чердаки и оконные проемы в котельных заложили мешками с песком.

В октябре 1941 года началась эвакуация. Тогда же были демонтированы три турбогенератора мощностью по 5 МВт. В ремонтно-механическом цехе ГЭС-1 и на ГЭС-2 начали изготавливать детали «М-13» для «Катюш» - наступили сложные дни обороны.

«Работая на ГЭС-1 Мосэнерго, я также находилась на казарменном положении — жила в подвале мастерской котельного цеха, спала на нарах. В свободное от работы время опять дежурила на посту на крыше на Раушской. Несколько раз во время налетов со мной дежурил М.Я. Уфаев, в то время директор ГЭС-1»

Воспоминания работницы ГЭС-1 М.С. Абрамовой

Подвоз бакинской нефти и донецкого угля прекратился, поэтому ГЭС-1 пришлось перейти на топливо из Башкирии и Татарии. По своему химическому составу эта нефть отличалась от бакинской — в ней было больше серы. Изготовленный из нее мазут обладал повышенной вязкостью и застывал при первых холодах. Доставка мазута проводилась баржами, которые направляли по Москве-реке к насосной ГЭС-1. На баржу подводили пар, и разогретый мазут перекачивали в наливные баки станции.

Топлива не хватало, к апрелю 1943 года установленная мощность ГЭС-1 составила около 100 МВт. Котел №40 был переоборудован на сжигание дров. Ввиду отсутствия мазута в работе был только турбогенератор №29 с нагрузкой 3-6 МВт, остальное оборудование находилось в холодном резерве. Лишь к 1945 году ГЭС-1 достигла своих прежних лидирующих позиций по выработке энергии.

ГРЭС-3 им. Классона ( ГРЭС-3)

В первые дни войны ГРЭС-3 им. Р.Э. Класс потеряла сотни квалифицированных специалистов: из 1200 рабочих 400 было призвано на фронт. На их смену приходили вчерашние школьники и учащиеся ремесленного училища, старики и инвалиды. Бронь для квалифицированных специалистов энергетиков была введена только в 1943 году.


курсы 1943 год мосэнерго (2).JPG


С Торфопредприятия на фронт ушло более 1 000 квалифицированных рабочих. На производство мобилизовались десятки тысяч жителей окрестных областей, так как в это время именно торфяные предприятия были центом Московской энергосистемы. Люди выходили на расчистку железнодорожных путей от снега, чтобы обеспечить бесперебойную доставку торфа на станции. Но торфа всё равно не хватало. Каждый кВт/ч стоил тяжелейшего труда тысячи людей. В топках котлов сжигали все, что могло сгореть: пни, дрова…

Принимались дополнительные меры по укреплению тыла, так как ГЭС-3 приравнивалась к военному объекту. Озера электростанции охраняли красноармейцы дивизиона, а на северном берегу и за карьерами были установлены зенитные орудия, где бойцами были девушки-москвички. Для безопасности все жители посёлка сохраняли секретность, соблюдали правила светомаскировки. В результате, ни одна бомба не разорвалась на территории ГРЭС-3.

В июле 1941 года на Торфопредприятии им. Р.Э. Классона был организован цех по выпуску детали сопла РСКА-1, составной части миномета БМ-14 «Катюша». Строго секретные чертежи выдавались рабочим под расписку в начале смены. Никто не знал, для чего предназначалась трудоемкая деталь

В августе 1941 года на полях сушки торфа была установлена мастерская «ПАСМ-22» из двенадцати вагонов, в которых были размещены электростанция, котельная, механическая мастерская, отделения по чистке и обжиму гильз, заправке их порохом. Главной задачей стало обеспечение зенитной артиллерии всего Московского округа ПВО боеприпасами. В смену с конвейера сходило до 30 000 выстрелов одного калибра. Именно на ГЭС-3 готовили холостые снаряды для праздничного салюта 9 мая 1945 года на Красной площади в Москве. Конспирация была так успешна, что фашисты так и не смогли обнаружить «золотую жилу» снарядов советской армии.

В то время готовились и к самому худшему развитию событий: ГРЭС-3 заминировали, многие работники электростанции готовились к эвакуации, все архивы были уничтожены.

В 1942 году были серьезные перебои в продовольственном снабжении. Жители поселка голодали. Трудно было и с питанием у рабочих: количество продуктов, выдаваемых по карточкам, не соответствовало затратам сил и энергии на протяжении 11-12-ти часового рабочего дня. Даже ночью приходилось работать на полную мощность.

«Электрической энергии надо дать столько, сколько требует война, сколько потребуется для победы над немецко-фашистскими захватчиками. Необходимо выжить из каждого агрегата всю его мощность. Рабочие, мастера, инженеры должны работать так, как сражаются наши воины, не щадя своей крови».

Журнал «Электрические станции», №11

Коллектив ГРЭС-3 им. Р.Э. Классона за время войны 11 раз удостаивался Красным знаменем Комитета Обороны. Свыше четырехсот служащих электростанции были награждены медалью «За оборону Москвы», а 1094 работников награждены медалью «За доблестный труд». 1 апреля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «За высокие технико-экономические показатели и в связи с 30-летием электростанции» ГРЭС-3 им. Р.Э. Классона была награждена орденом Трудового Красного Знамени, а Иван Ананьевич Ерохин, директор ГРЭС-3 им. Р.Э. Классона, орденом Красной Звезды.

ТЭЦ-8

Если ТЭЦ-1 не помнит ни одну бомбу за 4 года войны, то ТЭЦ-8 сильно пострадала от вражеских налетов. Уже в ночь с 22 на 23 июля 1941 года на территорию была сброшена фугасная бомба весом около 500 кг. У здания конторы образовалась воронка размером 8 м на 15 м, был убит начальник штаба объекта С.А. Яковлев и тяжело ранен находившийся на дежурстве кочегар. Контора ТЭЦ-8 не подлежала восстановлению. Позднее, в сентябре, были разрушены два скрепера для погрузки угля на угольном складе.

В октябре 1941 года начался демонтаж оборудования. Первыми сняли котлы № 1—4 с трубопроводами, турбогенератор со вспомогательным оборудованием и испарительную установку. Однако к январю 1942 года всё вернули на прежние места, ТЭЦ сменило топливо на подмосковный уголь. Для этого потребовалось переоборудование топливоподачи для Первого ГПЗ, Мясокомбината и ММЗ. Но работы были выполнены успешно, и снабжение теплом крупнейших промышленных предприятий не прекращалось ни на минуту.

Еще в 1940 году на ТЭЦ-8 была сооружена первая в Советском Союзе промышленная установка для химического обессоливания питательной воды. Раньше для этого использовались аминомасла и импортный анионит вофатит МД-темный. Однако из-за быстрого окисления они теряли способность к поглощению анионов-хлоридов и сульфатов. Поэтому в 1944 году установка была переведена на работу по новейшей схеме Н-Na-катионирования. Позже подобная водоочистка нашла широкое применение на других электростанций.

ТЭЦ-9

С началом Великой Отечественной войны руководящий и ремонтный персонал ТЭЦ-9 стал работать по 12 часов. Было введено казарменное положение для дежурства во время воздушных тревог.

«22 июня 1941 года привычный порядок был нарушен. Предстояло работать в условиях военного времени»

Б.А. Вейгнер. ТЭЦ-9

26 июля 1941 г. был совершен налет немецкой авиации на Пролетарский район Москвы, во время которого одна из бомб упала на главное здание ТЭЦ-9. Благодаря амортизации динамическая нагрузка ударной волны была наполовину снижена. От взрыва был разрушен угол здания и образовался высокий столб из пыли и золы. Вторая бомба упала вблизи литейного цеха механического завода и вывела его из строя, третья — у береговой насосной.

«День 26 июля 1941 года был особо тяжел для Пролетарского района Москвы. Две бомбы упали на нашу ТЭЦ. Одна из них разорвалась вблизи механического завода и разрушила литейный цех. В тех мастерских работала ночная смена станочников, изготавливала детали снарядов для «катюш». Из старых кадров не покинул рабочих мест никто.

В этот же день разорвалась вторая авиабомба на шлаковой свалке с южной стороны главного корпуса. Осколками была повреждена обшивка турбины № 3 и перила на отметке 9. В это время на вахте была комсомольская молодежная бригада девушек. Никто не дрогнул и не покинул своего рабочего места»

Б.А. Вейгнер. ТЭЦ-9

К январю 1942 года на ТЭЦ-9 перестал поступать донецкий уголь, а все старые запасы были сожжены. В феврале 1942 года из-за недостатка топлива 7 раз останавливали и пускали котёл № 1 и 4 раза форшальт-турбину. 28 февраля станция была полностью остановлена.

В сентябре 1942 года к сжиганию подмосковного угля был приспособлен котел № 3. Влажность нового топлива была значительно выше прежнего. По предложению инженера П.Я. Тюрина в десятидневный срок была сконструирована его «подсушка» при помощи горячих газов, подведенных к рукавам перед мельницей. В результате, расход топлива вырос примерно в 2,5 раза, а растопка котлов значительно усложнилась. Это стало основным фактором резкого снижения выработки электроэнергии.

«Трудности работы в военное время не уменьшились, а еще больше увеличились. Донецкого угля нет. Жжем подмосковный, многозольный, малокалорийный. Разгрузка его смертельно трудная. Вагоны приходят с глыбами замерзшего угля, часто в открытых вагонах. Разгружали с ломами, кирками, кувалдами»

Л.А. Виноградов. ТЭЦ-9

С 1941 г. на ТЭЦ-9 производились детали для «Катюш». За всё время войны было произведено более 2 млн снарядов. С 1942 года в электрическом цехе был налажен выпуск противопехотных электрических «ежей».

«С первых дней Великой Отечественной войны механическому заводу ТЭЦ-9 поручили изготовление деталей легендарных «катюш». Мы получили чертеж и технические условия детали (сопла) реактивного снаряда. Наша задача состояла в составлении полной технологии изготовления изделия, в которую входило: 1. Изготовление детали. 2. Термообработка. 3. Проверка детали на твердость по Брюнелю.

Квалифицированные токари ушли на фронт, а вместо них пришли жены, никогда не видевшие станков. Первое время работали по 12 часов. Позже была организована работа в три смены»

А.В. Панов. ТЭЦ-9


Ф.6.ед.хр.20_Ф_04.jpg


Инженерами Мосэнерго была разработана уникальная технология изготовления энергопоездов на основе обычных паровозов: турбоагрегат и конденсатор устанавливались на отдельных платформах вагона, распределительное устройство и щит управления располагались внутри, котел вырабатывал необходимый пар. Запуск энергопоезда занимал от двух до четырех недель. Вырабатываемая энергия использовалась в основном для обеспечения восстановительных работ на промышленных объектах. На ТЭЦ-9 были смонтированы два энергопоезда мощностью 500 и 1500 кВт. Также были собраны средства на постройку самолета-истребителя для фронта.


Ф.6.ед.хр.16_Ф_06.jpg


ТЭЦ-11

К началу Великой Отечественной войны на ТЭЦ-11 было установлено четыре турбины среднего давления общей мощностью 100 тыс. кВт и четыре котла общей производительностью 620 т/ч. Осенью, когда ухудшилась обстановка на фронте, станция была заминирована. В первой половине октября персоналу ТЭЦ была выдана заработная плата за несколько месяцев вперед, а вместо хлеба — мука. В котельной была сожжена станционная документация.

«Сколько-то дней электростанция работала заминированной. Но это было крайне опасно. Мало ли какая случайность... Все могло взлететь в воздух»

«Долго решали, как поступить с силовыми трансформаторами. Там же уйма масла. Сначала думали тоже взрывать, поджечь. Но рядом же шоссе Энтузиастов, дорога на восток. Заполыхают, беды не оберешься, перекроешь дорогу. Подумали и решили залить кислотой»

Г.И. Фомичев. ТЭЦ-11

В 1941—1942 годах ТЭЦ-11 испытывала большие трудности с топливоснабжением. Вместо дефицитного донецкого угля марки «Т» начали сжигать другой, к которому оборудование котельных не было приспособлено. Московская энергосистема была вынуждена работать с перерывами, что было причиной многих аварий. С января 1942 года станция была вынуждена сжигать антрацитовый штыб (производственный продукт от добычи угля).

«После использования подмосковного угля, имевшего в своем составе более 24% золы, стало накапливаться очень много шлака и золы. Встал вопрос о реконструкции всей системы золоудаления»

«В каждой смене была уборщица. Бедные женщины «…» набивали опилками ведра, рассыпали по полу и начинали мести. И так без конца»

Б.Д. Крестов, ТЭЦ-11

«Кроваво-алый шлак днем и ночью извлекался зольщиками из котлов «…» Работали по несколько минут несколько очередей. Отколотые глыбы выволакивали наружу. Ликвидация «козла» занимала обычно больше суток»

Б.Д. Крестов, ТЭЦ-11

В 1942 году удалось смонтировать четыре сушильные системы топливоподачи из шести. Нехватка топлива не в первый раз волновала московские электростанции: с такими же нулевыми запасами угля электростанция работала и в 43-м, и в 44-м, и в 45-м.

В конце ноября 1943 г. станция получила правительственное задание смонтировать энергопоезд мощностью 850 кВт для освобожденного Донбасса. За 35 дней приказ был выполнен, 25 декабря 1943 г. поезд по назначению. Станция оказывала помощь в восстановлении Зуевской ГРЭС.


Ф.6.ед.хр.21_Ф_15.jpg


ТЭЦ-12

В 1941 году Фрунзенская ТЭЦ-12 находилась в пусковом периоде. Были смонтированы котел К0-VI-200 и турбогенератор АТ-25-1 мощностью 25 тыс. кВт с теплофикационным отбором 100 т/ч. В результате, за 1941 г. было выработано 2,55 млн кВт.ч электроэнергии. 20 марта 1939 года было утверждено проектное задание первой очереди на 50 тыс. кВт.

После принятия Государственным комитетом обороны СССР постановления об эвакуации Москвы (от 15.10.1941) 16 октября генератор и котел ТЭЦ-12 были демонтированы и направлены в Воронеж (позже в Челябинск и Куйбышев). На их месте было оставлено несколько фидерных ячеек 10 кВ, которые питали электроэнергией предприятия оборонного значения. В 1941—1942 гг. на территории ТЭЦ располагались механические мастерские, в которых выполнялись заказы для фронта.

15 августа 1942 г. приказом Наркомата электростанций № 133/а все работы на ТЭЦ-12 были прекращены.

15 февраля 1943 года первый энергопоезд ТЭЦ-12 был отправлен в Сталинград. Позже энергопоезда стали обслуживать Ростов, Харьков, Киев, Севастополь, районы Донбасса и Кривого Рога. Их монтажем руководил инженер Виктор Александрович Агринский.


Ф.6.ед.хр.16_Ф_39.jpg


Передвижные электростанции.jpg


По приказу Мосэнерго № 141 от 30 августа 1942г. подстанция ТЭЦ-12 была передана в ведение 3-го района ВВС Мосэнерго. Приказом Главцентрэнерго № 42 от 12 сентября 1942 г. на базе ликвидированной ТЭЦ была создана контора Мосэлектросетьстрой, которой были переданы механические мастерские и гараж. Строительство станции было законсервировано до ноября 1944 г.

Только спустя два года был принят проект по восстановлению оборудования ТЭЦ-12. В июне 1946 г. был установлен котел № 1 типа Т0-3-200 производительностью 200 т/ч Таганрогского котельного завода «Красный котельщик» и турбогенератор № 1 типа АТ-25 мощностью 25 тыс. кВт фирмы «Инглиш Электрик».

Территория станции не подверглась разрушениям во время войны. На фронт ушло пять человек и все они вернулись после войны в Мосэнерго.

Заключение

«Ни потери более чем половины мощности, а также основного топлива – донецкого угля, ни нападение врага с воздуха не помешали Московской энергосистеме обеспечить бесперебойное энергоснабжения промышленности условиях военного времени. Энергетики внесли огромный вклад в общее народное дело борьбы за победу. Победа перешла 9 мая 1945 года!»

Управляющий Мосэнерго М. Уфаев

Героический труд работников Мосэнерго в годы Великой Отечественной войны получил высокую оценку Правительства СССР. Многие энергетики Москвы, Подмосковья, Тулы были награждены орденами и медалями. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 апреля 1945 года коллективы ГРЭС-3 им. Р.Э. Классона, ТЭЦ-9, а также Каширской и Шатурской ГРЭС награждены орденом Трудового Красного Знамени.

В 1985 году за самоотверженную работу орденом Отечественной войны I степени был награжден коллектив Мосэнерго. Награда вручалась только за боевые заслуги.

Очерк подготовлен по материалам архива музея Мосэнерго Е.Кошелевой, Л. Шулениной.



Назад к списку очерков