АРХИТЕКТУРА И ЭНЕРГЕТИКА. ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРНЫХ РЕШЕНИЙ

«Промышленная архитектура в основном пользуется теми же строительными материалами и конструктивными приемами, что и другие виды строительства. Законы архитектурной композиции для нее те же, что и для жилых, общественных, сельскохозяйственных и других видов сооружений. Творческий метод работы архитектора, возникающие трудности и противоречия при проектировании промышленных зданий в основном те же, что и при проектировании жилого дома, клуба и других общественных сооружений»[1]. Однако стоит учитывать, что промышленная архитектура всегда неразрывно связана с технологическими процессами, от которых невозможно обособиться при архитектурном проектировании. Работа архитектора состоит из специфических возможностей и ограничений присущих сфере энергетики.

История первых электростанций показывает приверженность архитектурного подхода стилистическим особенностям своего периода и архитектуры построек из других типологических групп. Промышленные предприятия часто несли в себе превалирующие архитектурные тенденции, которые зависели от национальных и культурных особенностей. Учитывая, что промышленная архитектура стала формироваться и получила большое развитие и распространение только в XIX веке, этот процесс не кажется неожиданным. Техническое оснащение и оборудование было слабо развито, а единого мнения по поводу роли и места завода и фабрик в градостроительстве еще не было определено. Со временем «развитие техники потребовало и от архитектуры своих, только ей присущих, элементов, а часто и новых приемов композиционного решения. Появились огромные ленточные окна, гигантские фонари, характерный тип одноэтажного цеха, изменился и весь колорит окружающего завод пространства»[2].

В XX веке специфичность промышленной архитектуры заявила о себе намного сильнее, в связи с активным расширением производства, индустриализацией и развитием технического оснащения.

В 1939 году В.А. Мыслин выделил следующие восемь пунктов, характерных для современной на тот момент промышленной архитектуры. Далее приводятся эти характеристики, дополненные в соответствии с архитектурой и технологическим процессом электростанций.

Во-первых, промышленное производство требует рациональной технологической организации всего комплекса станции и каждого цеха, каждого агрегата в отдельности. Также производство требует рациональной его эксплуатации, поэтому основным фактором, влияющим на архитектурный облик производственного здания, будет тот технологический процесс, для которого оно сооружается.

Во-вторых, в довоенное время основным топливом были торф, уголь или нефть (мазут). Специфика данного топлива (в отличие от природного газа, поступающего по трубам под землей, который используется повсеместно в наши дни), предполагает процессы транспортировки, разгрузки и хранения, в связи с чем транспорт имел решающее значение. «Расположение сооружений на генеральном плане предприятия, их взаимная координация определяются допускаемыми уклонами и радиусами поворота того или иного вида транспорта; высота здания и его отдельных элементов будет определяться габаритами подвижного состава; передвижение рабочих в данном случае требует устройства подземных тоннелей или висячих эстакад. Все это влияет на архитектурный облик завода»[3].

Также при производстве электроэнергии происходит сгорание топлива, продукты горения которого выводятся через дымовую трубу. Такие трубы имеют определенную высоту, силу тяги и другие параметры, которые определяются инженерами-энергетиками и которые непосредственно влияют на внешнюю форму производственного здания. В более поздних электростанциях также появляются более масштабные сооружения – градирни, предназначенные для охлаждения воды. «Эти примеры показывают, что архитектор в промышленном строительстве не может ограничиться решением одной строительной оболочки здания. Он должен вмешиваться еще и в пространственное размещение всех элементов оборудования и обслуживания производства»[4].

В-третьих, если в сооружении присутствуют конструкции особой сложности (арочные и решетчатые перекрытия больших пролетов, ангары, эллинги, мосты), то именно они становятся решающим фактором, поскольку даже в обычных промышленных сооружениях они играют огромную роль. Например, на электростанциях всегда присутствует машинный зал, который часто оформляется с большой площадью остекления для лучшего освещения производственных помещений. Такое остекление использовалось иногда и для потолка, как на Трамвайной электростанции, где такие перекрытия были исполнены с учетом современных технологий по проекту Владимира Шухова.

В-четвертых, промышленное производство XX века, в отличие от второй половины XIX века, уже требовало грандиозных сооружений. «Это относится в одинаковой мере как к территории, занимаемой промышленным предприятием в целом, так и к площади отдельных цехов, их длинам и высотам»[5].

В-пятых, промышленная архитектура обладает исключительным богатством форм и их сочетаний. Многие элементы электростанций имеют самобытную и узнаваемую форму, будь то дымовые трубы или градирни. «Контрасты вертикали трубы и горизонтали склада, плоскости фасада многоэтажного здании и объемной формы градирни, массы стены и пространства остекления»[6] – все это дает много возможностей архитектуру для реализации его идей.

Еще одна характеристика связана с превалированием прямоугольных форм в промышленных сооружениях. Такая геометричность отлично соответствовала конструктивистской концепции, в чем можно предположить одну из причин адекватной реализации стиля именно в промышленных сооружениях. Часто планировка заводской территории определяется прямым углом, а производственные здания имеют в плане и разрезе прямоугольное очертание. «Объем композиции представляет собой один или ряд сочлененных параллелепипедов. Расположение зданий на участке определяется параллелями и перпендикулярами. Отсюда почти исключительно прямые магистрали и прямоугольные площади. В промышленном строительстве доминирует прямой угол, основной объемной фигурой производственного здания является параллелепипед, решение которого определяется простотой контура в плане и плоскостной обработкой отдельных фасадных поверхностей»[7].

Седьмой фактор заключается в соотношении работников и оборудования на производстве. «Если рост человека мы можем считать за постоянную величину, колебания в размерах машин могут быть весьма значительными. С развитием техники идет увеличение мощностей, что в свою очередь ведет к укрупнению агрегатов. Разрыв между размерами человека и машины все увеличивается»[8].

И наконец, к «архитектурно-строительным особенностям производственного здания относится и вопрос о законченности его формы в связи с возможностью расширения и технической реконструкции»[9]. История электростанций наглядно показывает, что развитие техники производства не останавливается никогда, а потому станции находятся практически в постоянном процессе реконструкции и расширения. Такие заводы не имеют застывшей формы, они не могут быть монументальными. Г. Форд говорит: «Монументальное строительство – это надгробный памятник промышленности»[10]. Этим же объясняется и то положение, что до нашего времени сохранилось крайне незначительное количество сооружений, связанных с зарождением промышленного производства.

Таким образом, при проектировании электростанции наряду с вопросами технологии и экономики решается и проблема архитектурно-композиционной выразительности. Даже при максимально возможном преобладании технического процесса архитектору подвластно изменить эмоциональную выразительность сооружения. Далеко не всегда придавалось должное значение архитектурно-художественному качеству промышленных предприятий, в связи с чем производственные здания часто представляют собой набор объемов, не связанных единством композиционной идеи. На выбор композиции производственного здания непосредственное влияние оказывает участок строительства. Городской участок обязывает к соотнесению облика нового здания с уже существующими сооружениями для включения его в общий ансамбль, что будет особенно заметно на примере первых электростанций, построенных в Москве – Георгиевской, Раушской и Трамвайной.

Литература:

[1]-[10] Мыслин В. А. Архитектура производственных цехов // Проблемы архитектуры: Сборник материалов: Том I, книга 2. М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1936. – С. 39- 44.

Очерк подготовила: Шуленина Ю.Д.



Назад к списку очерков