«КИРПИЧНЫЙ» СТИЛЬ

Облик Москвы начинает стремительно меняться с 60-х годов XIX столетия в связи с бурным развитием капитализма в России. В это время растет число промышленных предприятий, прокладываются железные дороги, наблюдается значительный рост населения.
Во второй половине XIX века всеобщим распространением пользовался историзм. Архитекторы, работавшие в данном стиле, основывались на народной художественной традиции, обращались к религиозной архитектуре и самобытности национальной истории.


Георгиевская электростанция, построенная в неорусском стиле, 1888 г. и наши дни, арх. В.Д. Шер.

На рубеже XIX-XX веков активно развивались технологии, что повлияло на повсеместное распространение и применение новых материалов. Металлические и железобетонные конструкции позволяли воплощать самые неожиданные проекты архитекторов. Также на рубеже веков начинает активно развиваться городская среда, возникают новые типы общественных и промышленных сооружений (вокзалы, электростанции и т.д.). Если для привычных построек было характерно более или менее гармоничное воспроизведение системы древнего зодчества (например, теремной характер композиции), то гораздо труднее обстояло дело с «современными» типами сооружения – они нуждались в определении своего места в архитектурном ландшафте города.

Вид на Москву-реку, Кремль и Замоскворечье со стороны Большого Устьинского моста. Конец XIX — начало ХХ в. Главное архивное управление города Москвы, ГБУ «ЦГА Москвы».


Московские электростанции дореволюционного периода несут в себе типичные элементы русского стиля: «Электростанции эпохи историзма строились в духе всей промышленной архитектуры тех лет, трактованной как капитальные краснокирпичные здания с белыми деталями. Архитекторы облагораживали их стандартные силуэты башенками, а фасады делали с полуциркульными или стрельчатыми арочными окнами, причудливыми карнизами и другими рукотворными деталями, предававшими зданиям привлекательность» . И все же в промышленных сооружениях далеко не всегда представлялось возможным применить свойственную русскому стилю хоромному строительству живописную «попалатную» группировку масс или композицию древнерусского храма. Было недоступно и непригодно использование тех декоративных приемов, которые считались общепринятыми для крупных уникальных сооружений. Поиски более рациональных решений привели к распространению «кирпичного» стиля на рубеже веков, который «противопоставлялся неорганичному применению «навесных» лепных декоративных украшений» . Раушская станция относилась именно к такому стилю, где выразительные элементы русского стиля были заменены декором из неоштукатуренного кирпича.


Раушская электростанция, рубеж XIX и XX веков.


Кирпичное зодчество стало рационализацией историзма для стремительно распространяющегося массового и утилитарного строительства. Возникновение термина связано с именем русского архитектора немецкого происхождения Виктора Шрётера. Архитектор придерживался правила «строить добротно и при этом экономно». Он один из первых стал экспериментировать с сочетанием разных стилей и применением декора из обожженного кирпича и природного камня. Для описания его наследия искусствоведами в дальнейшем был введен термин «кирпичный» стиль, существовавшего в рамках всеобщей распространенности эклектики и историзма.

Архитектор Виктор Шрётер


Таким образом, «кирпичный» стиль – рационалистическое течение в архитектуре историзма, популярного во второй половине XIX века. По сути это неорусский стиль без обилия декоративных элементов и оштукатуренных поверхностей. С использованием передовых технологий своего времени (железобетонные конструкции) кирпичный стиль использовался для промышленных и складских сооружений, получивших активное распространение в городах по всему миру на волне развития капитализма, индустриализации и урбанизации. Акцент сместился на кирпичные неоштукатуренные фасады, которые стали выкладывать из полихромного кирпича, глазурованной плитки или натурального камня. Удобство эксплуатации подобных сооружений в условиях российского климата, а также относительная дешевизна и отсутствие необходимости в частом ремонте (в сравнении со штукатурными фасадами) позволило «кирпичному» стилю занять прочное место в истории промышленной архитектуры. Над многими проектами того времени работали известные архитекторы – сейчас эти здания составляют культурное наследие нашей страны. В наши дни часто предпринимается ревитализация промышленных объектов предшествующих эпох, которая позволяет сохранить культурную значимость объекта и наполнить его современными культурными смыслами.
Стоит отметить, что «переходным» этапом между эклектикой XIX века (в том числе «кирпичный» стиль) и конструктивизм советского авангарда стал модерн, наиболее активно проявившийся в период 1890-1910-х годов . Модерн стал программой обновления зодчества: «За короткий период 1905-1915 годов промышленная архитектура фактически осуществила переход от стилистики красно-кирпичного строительства XIX века с массивной стеновой тектоникой к новым приемам современной архитектуры, позднее развитым в архитектуре конструктивизма».


Очерк подготовила Шуленина Ю.Д.

Литература:

1. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. – М.: Изд-во Искусство, 1978. – 399 с. 

2. Снитко А. В. Эволюция промышленной архитектуры эпохи модерна (на примере регионов Центральной России) // Промышленное и гражданское строительство № 9. М., 2015. – С. 57-63.




Назад к списку очерков