ПЕРВАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ МОСКВЫ – ГЕОРГИЕВСКАЯ


19 августа 1888 года постановлением министра внутренних дел «Обществу электрического освещения 1886 года» было разрешено приступить к прокладке сети проводов для освещения Москвы. 


Инженер Глеб Владимирович Липенский следующим образом описывает процесс возведения первой электростанции:


Хотя организационный центр «Общества электрического освещения» и располагался в Санкт-Петербурге, уже весною 1888 года ведущим объектом строительства для него стала Центральная электрическая станция, которую намечено было строить в Москве. Директору-распорядителю А.А. Троицкому пришлось потратить немало времени и усилий, чтобы заполучить в центре города площадку, достаточную по площади и удобную для размещения станционных построек. Лишь в конце 1887 года договор на аренду земли заключило с Обществом Управление Московскими Синодальными недвижимыми имуществами:

«Высочайше Утвержденное Общество Электрического Освещения с целью устройства Центральной Станции для освещения Москвы принимает в арендное содержание землю упраздненного Георгиевского монастыря… пространством: земли, расположенной по Георгиевскому переулку от ул. Большой Дмитровки на протяжении 15 сажень, одного аршина, сроком от 1 января 1888 г. на двадцать четыре года т.е. по 1 января 1912 года…

Общество имеет построить не позднее 2-х лет со дня утверждения надлежащими учреждениями прилагаемых при сем планов и чертежей:

- Общий станционный манеж  для помещения в нем динамо-паровых машин, котлов и прочих приспособлений для электрического освещения.

- 2-х этажный дом с подвальным жилым этажом, со сводами,  сложенный на Романовском цементе по рельсам, для помещения в оном филиала московской конторы Общества…»


Оговорены были и условия, обязывающие строителей  эксплуатационников в этой первой в Москве мощной станции соблюдать все меры, «дабы не мешать жизнедеятельности населения города»:

«Машины в манеже Общество обязуется установить на прочных фундаментах при том условии, чтобы во время действия их не было сотрясений почвы, или шума, могущего нарушить спокойствие живущие в прилегающих зданиях и благочиние при богослужении в ближайшем храме для чего Общество Обязуется употреблять на станции двухцилиндровые, паровые двигатели с трубными или трубчатыми котлами по типу установленных в Императорском зимнем дворце.

Для отопления котлов Общество обязано употреблять бездымный уголь или кокс, или иные горючие материалы, не дающие заметного дыма».


На стройку «Георгиевской» только еще начали поступать материалы, а Директору-распорядителю Троицкому уже удалось «утрясти» столь трудно решаемые, по началу, сетевые вопросы. Обрадованный успешным ходом дела Алексей Алексеевич уже решил, было, отметить процедуру закладки первого камня в фундамент станции, как событие для москвичей из ряда вон выходящее. Однако прижимистые немецкие акционеры, а именно они составляли основной контингент вкладчиков средств, отнеслись к планам своего представителя в Москве весьма скептически, предложив ограничиться мероприятиями, связанными с закладкой, достаточно скромными:

«Постановили: Устроить закладку без всякой помпы, отложив таковую до открытия действия самой станции, ограничиться, в настоящее время, приглашением местного священника для соответствующего молебна, после коего предложить необходимым, ограниченным числом присутствующих по бокалу шампанского, причем всем рабочим на постройке приготовить к этому дню за счет Общества и на временных столах в манеже угостить их пирогами и водкой, поручив Директору-распорядителю сделать соответствующие распоряжения».

Протокол Правления №64 1888 г.

 

«Признать положение дел в Москве крайне удовлетворительным и одобрить действия Директора-распорядителя в Москве, признав доклад Общему собранию акционеров отвечающим вполне истинному положению дел…»

Протокол №19, август 27 дня.

 

«Получена и принята к сведению депеша Московского Отделения Общества о том, что Комиссия, состоящая из членов Губернского правления и Синодального Ведомства, приняла постройки Георгиевской станции и нашла их устроенными вполне соответственно и исправно».

Протокол №30, октябрь 27 дня.


«Разрешить Комиссии открыть действие станции. Принять к сведению и тотчас по получении раостатов от фирмы Сименс и Гальске пустить в ход всю систему освещения и удовлетворить всех абонентов Общества».

Протокол №33, ноябрь 16 дня.


(Из протоколов заседаний правления Общества за 1888 год. /С. Петербург. Председатель К. Сименс/)


Таким образом, на углу Георгиевского переулка и улицы Большая Дмитровка на землях, принадлежавших Святейшему Синоду (ранее здесь был расположен упраздненный Георгиевской монастырь), происходило строительство первой центральной электростанции. На ее устройство было ассигновано 800 тысяч рублей – немалые по тем временам средства. Проект здания заказан архитектору Владимиру Шеру. Строительство проводилось по договору с городской Управой, согласно которому «Обществу электрического освещения 1886 года» также предоставлялось право прокладывать вдоль улиц подземные электрические кабели.

В декабре 1888 года Георгиевская электростанция дала первый ток.

Первоначальное оборудование Георгиевской электростанции состояло из четырех паровых машин мощностью по 200 лошадиных сил и из шести котлов, дававших насыщенный пар при 10 атмосферах. Абонентам поступал ток напряжением 200 вольт. Мощность электростанции составляла всего 100 кВт, а вся вырабатываемая электроэнергия шла на освещение улиц и домов. Крупнейшими потребителями были Большой и Малый театры, а также Московский университет на Моховой.

Со временем спрос на электроэнергию превысил возможности Георгиевской электростанции. Она производила постоянный ток и была построена близко от потребителя, но вдалеке от источников воды. Поддержание ее работы требовало ежедневного подвоза огромного количества воды. Присоединение новых абонентов предусматривало увеличение числа двигателей и котлов, для которых не хватало места в здании на Большой Дмитровке. Район электроснабжения был ограничен километровым радиусом. Аккумуляторная подстанция в Верхних Торговых рядах, построенная позднее, мало повлияла на расширение освещаемого района. К 1895 году годовая выработка электроэнергии составила 870 тыс. кВт/ч при 800 абонентах и 25 000 ламп накаливания, мощность Георгиевской станции достигла своего предела – 1 500 кВт.


«Было в Москве и много мелких электростанций. Среди них городская (именно она впервые осветила город - Каменный мост и площадь храма Христа Спасителя), университетская (радиус действия верста), императорских театров, Кремлевская дворцовая, электростанции при вокзалах Московско-Ярославском и Московско-Брестском. Свет на улицах, свет в театрах, в ресторанах. Зимним вечером машины работаю на пределе. А днем центральную электростанцию впору останавливать. 30 вентиляторов, 10 лифтов, несколько десятков ламп в закрытых складских помещениях - вот и вся дневная нагрузка». Из книги Г.В. Липенского «Московская энерегетическая», М., «Моск. рабочий», 1976 год.


Просуществовала электростанция Георгиевская до начала XX века. После упразднения ее помещения использовали под магазины. В дальнейшем в этом здании проходили выставки, электротехнические съезды. Так, именно там во время проведения II Всероссийского электротехнического съезда – 28 декабря 1908 года, впервые был представлен сенсационный «беспроволочный телеграф» А. С. Попова, прообраз современного радио и телевидения. До 1994 года в здании находилась станция технического обслуживания правительственных автомобилей, затем здание было отдано под гараж.

В 1995 году здесь был открыт Московский государственный выставочный зал «Малый Манеж». Реконструкцию осуществлял Департамент инженерного обеспечения Правительства Москвы. Любопытно, что систему охранной сигнализации изготовила фирма «Сименс» — именно она была одним из крупных акционеров «Общества электрического освещения 1886 года». После реконструкции Малый Манеж переименовали в Новый Манеж.

Символично, что 3 октября 2007 года, в год своего 120-летиия компания Мосэнерго провела научно-практическую конференцию «Мосэнерго – генерация будущего» именно в здании бывшей первой электростанции. В работе конференции приняли участие представители Государственной Думы РФ, правительств Москвы и Московской области, ОАО «Газпром», ОАО РАО «ЕЭС России», Российской академии наук, машиностроительных концернов «Альстом» и «Сименс».


Материал подготовлен: Кошелевой Е.Н.



Назад к списку очерков