Легендарной девятке – 80 лет


ТЭЦ-9 расположена на левом берегу Москвы-реки вблизи метро «Автозаводская». Станция обеспечивает электрической и тепловой энергией Мосгортранс, а также население и предприятия Кожуховского, Нагатинского и Автозаводского районов Москвы.

Решение о сооружении ТЭЦ высокого давления было принято июльским Пленумом ЦК ВКП(б) 1931 года. 


«Пленум ЦК предлагает ВСНХ разработать план строительства мощных теплоцентралей и форсировать практическое разрешение проблемы теплофикации, для чего в текущем году приступить к строительству Фрунзенской, Дангауэровской, к расширению первой теплоцентрали (ТЭЖЭ) и окончить к осени 1932 года расширение ТЭЦ Теплотехнического института, доведя ее мощность до 60 тыс. кВт. Пленум ЦК считает, что эти стройки должны быть обеспечены необходимыми средствами и оборудованием». Из резолюции Пленума ЦК ВКП (б) 11-15 июня 1931 года.


25 мая 1932 года Нарком тяжелой промышленности издал приказ о создании первого советского прямоточного котла и установке его на ТЭЦ ВТИ (ТЭЦ-9). Для разработки проекта было создано специальное конструкторское бюро ВТИ под руководством профессора Л.К. Рамзина. Строительство электростанции осуществлял «ВТИстрой». Стройка была объявлена ударной. Начальником строительства и ее первым директором был назначен Ю.Н. Флаксерман. Изготовление нового котла потребовало создание новых специальных легированных марок стали, т.к. обычные, углеродистые, не выдерживали высокую температуру пара. В разработке нового котла участвовали завод им. В.И. Ленина, «Красный путиловец», «Большевик», Ленинградский металлический завод. Днепропетровские металлурги изготовили жаропрочные стали и трубы из них. Монтаж велся круглые сутки. Прямоточный котел Рамзина (паропроизводительность 200 т/час, давление перегретого пара 130 атм. и 500°С) был включен в работу 22 декабря 1933 года. Вскоре после пуска котлоагрегата №1 на электростанции были введены в эксплуатацию котлы №2,3 Леффлера (Витковицкого завода, Чехословакия), турбогенераторы № 1,2,3.

13 сентября 1935 года ТЭЦ-9 достигла проектной мощности в 60 МВт.


«В первый год работы новой ТЭЦ не обошлось без неприятностей. Большая их часть была связана с котлами Леффлера. Фирма не учла неизбежных деформаций металла в новых условиях, не приняла в расчет небывалое давление, необычно высокую температуру. Для новых котлов Витковицкий завод применил те же марки сталей, что и для обычных. Результаты оказались плачевными: в трубах появлялись трещины и разрывы. Котлы больше стояли, чем работали. Металл не выдерживал гарантийных условий. Необходима была реконструкция. Заменили котловые трубы, переложили топки. Фирма безропотно оплачивала предъявляемые ей счета. Она же поставляла и трубы, на этот раз выполненные из хромомолибденовой стали, именно той, какую предусмотрел для прямоточного Рамзин. Рамзинский котел работал ровно, устойчиво. С введением его в действие советское котлостроение получило новое направление. Это открывало возможность экономии сотен и тысяч железнодорожных составов топлива».

Из книги Г.В. Липенского «Московская энергетическая», 1978 год


С началом сооружения уникальной установки возникло много вопросов, которые нужно было решать в ходе проектирования, монтажа и эксплуатации. Поэтому новая электростанция стала базой научных экспериментов для решения вопросов по сооружению более крупных серийных ТЭЦ промышленного значения.

В годы Великой Отечественной войны электростанция обеспечивала Москву электроэнергией и теплом.


«Уже в августе месяце 1941 года после вероломного нападения немецко-фашистских полчищ на нашу Родину ТЭЦ-9 осталась почти без всяких запасов донецкого угля. Станции грозил полный останов котельных агрегатов, рассчитанных только на сжигание мазута и угля марки ПСиТ. Коллектив ИТР и рабочих в десятидневный срок, работая напряженно, сконструировал подсушку подмосковного угля по новой схеме - при помощи горячих газов, подведенных к рукавам для поступления в мельницы угля - обеспечив этим работу котлов и станции в целом, не сорвав энергоснабжения оборонных заводов. При работе на подмосковном угле расход топлива вырос примерно в 2,5 раза, механизация склада осталась прежней. Персоналу приходилось работать по двенадцать часов без выходных. Изматывали воздушные тревоги. Были случаи попадания бомб вблизи территории станции. Но люди на трудности не жаловались. Если нужно было, оставались и после смен. Трудовой героизм стал массовым. Помогали разгружать уголь. Несли дежурство по охране предприятия от попадания зажигательных бомб, выполняли и другие поручения. У всех были одни мысли - как можно лучше работать, дать фронту больше продукции, быстрее приблизить победу.

Из письма директора ТЭЦ-9 И.Т.Горюнова А.М. Конторщикову., 28.04. 1975 г.


Механические мастерские ТЭЦ были приспособлены для производства частей, снарядов для «Катюш», другой оборонной продукции. За время войны было произведено более 2 000 000 снарядов. В электроцехе были смонтированы и отправлены на фронт две передвижные электростанции. Одновременно изготавливались противотанковые ежи. Работники станции собрали средства на самолет-истребитель.

В 1941-1942 годах на фронт было призвано 204 работника ТЭЦ-9. Вернулось только 42. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 апреля 1945 года за успешное освоение энергетического оборудования высокого давления и бесперебойную работу по обеспечению оборонной промышленности Москвы ТЭЦ-9 награждена орденом Трудового Красного Знамени. 22 передовых производственников были награждена высокими правительственными наградами. Среди награжденных орденом Ленина старший машинист котельного цеха П.А. Ченин, орденом Трудового Красного Знамени - бывший директор В.В. Поляков, газосварщик П.М. Головлев, старший мастер турбинного цеха И.А. Филиппов, орденом «Красной Звезды» главный инженер П.Я. Турин, начальник турбинного цеха В.И. Смирнов, орденом «Знак почета» старший машинист котельного цеха С.М. Воробьев, слесарь турбинного цеха К.Д. Калугин, медалью «За трудовое отличие» 5 человек, медалью «За трудовую доблесть» 6 человек. 98 работников ТЭЦ были награждены медалью «За оборону Москвы», 100 - «За доблестный труд в 1941-1945 годы».

В послевоенные годы специалисты электростанции занимались дальнейшими работами по совершенствованию оборудования высокого давления. Уже в 1947 году были закончены работы по реконструкции угольной топлевоподачи, усовершенствовано устройство котлов, произведен переход на сжигание тощих углей. В 1947-1949 годах установлено гидроудаление и смонтированы электрофильтры на котлах. В то же время введена первая система химводоочистки.

В 1952 году были демонтированы местные щиты управления котлов, вместо них созданы центральные тепловые щиты. В 1956 году впервые в СССР была выполнена комплексная автоматизация технологического процесса в турбинном цехе. Именно тогда электростанция была переведена на использование газа. В 1957 году в цикле водоподготовки впервые в СССР внедрена система глубокого обессоливания.
Стоит отметить, что до середины 1950-х годов ТЭЦ-9 была единственной в стране электростанций высоких параметров с мощностью 60 МВт и паропроизводительностью 500 т/час.

В 1959-1962 годах были внедрены два энергетических котла типа ТГМ-84. (2х420 т/час; Т-560о С; р-140 ат) и две турбины ВПТ-50 МВт. Мощность станции увеличилась с 60 до 150 МВт. В 1960-е годы были введены в эксплуатацию два водогрейных котла ПТВМ-100. С 1969 по 1971 годы смонтированы и включены в работу турбогенератор 6 типа р-50 и заменены устаревшие котлы Леффлера на котлы №6,7 типа БКЗ-320-ГМ.

В дальнейшем, в 1970-е годы, была проведена реконструкция всей первой очереди, мощность ТЭЦ возросла до 250 МВт.

На ТЭЦ-9 постоянно ведутся работы по модернизации и техническому перевооружению станции: реконструирована турбина №5; внедрена и освоена установка ультрафильтрации и обратного осмоса производительностью 120 тонн в час, обеспечившая предварительную очистку и частичное обессоливание москворецкой воды; заменено оборудование КРУ-6 кВ береговой насосной станции; установлены модульные элегазовые комплексы на трансформаторах связи линий 110 кВ; турбина ст.№4 оснащена системой АСУ ТП; заменен ствол дымовой трубы № 5; внедрены узлы учёта расхода технической воды на водоводах от береговых насосных станций.

В рамках реализации экологической политики ОАО «Мосэнерго» все энергетические котлы ТЭЦ-9 снабжены системой ступенчатого сжигания. Выполнены схемы рециркуляции дымовых газов. Все котлы оснащены двухступенчатыми шумоглушителями на выхлопе дымососов. В 2013 году закончена программа замены старых шумоглушителей на сбросах пара с предохранительных клапанов котлов на новые, отвечающие современным требованиям.

В 2006 году были инициированы работы по реконструкции оборудования станции, однако с октября 2008 по октябрь 2010 годы работы не производились, смонтированное оборудование было законсервировано. В 2010 году работы по реализации инвестиционного проекта были возобновлены. В 2012 году при испытании ГТ-65 МВт на режиме холостого хода были выявлены дефекты газовой турбины ГТ-65 производства ОАО «Силовые машины», не позволяющие выполнить обязательства по ДПМ. По итогам проведенного технического совещания в ООО «Газпром энергохолдинг» было принято решение о замене установленной ГТ 65 МВт производства ОАО «Силовые машины» на газовую турбину итальянской компании AnsaldoEnergia АЕ 64,3А.

В ноябре 2012 года был заключен контракт на поставку ГТУ АЕ64.3А. В марте 2013 года начались работы по устройству нового фундамента под газовую турбину, а уже в мае - монтаж оборудования на фундамент. В сентябре были завершены основные строительно-монтажные работы и начались пуско-наладочные работы. 18 октября был произведен терристорный пуск, а 25 октября - первый розжиг ГТ и выход на холостой ход. В ближайшее время планируется проведение комплексного опробования и проведение мероприятий по аттестации мощности и вводу объекта в эксплуатацию.

Ввод новой газовой турбины позволит увеличить установленную мощность ТЭЦ-9 до 274, 5 МВт, повысит надежность энергоснабжения потребителей, уменьшит удельный расход топлива, приведет к улучшению экологической ситуации в центре города и Третьего транспортного кольца.


Очерк подготовлен: Е. Кошелевой

Фотоархив



Назад к списку очерков