КАК СТРОИЛСЯ В 1912 ГОДУ ПОСЕЛОК ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧА


Одновременно со строительством электростанции Электропередача велось строительство поселка. К 1 мая 1912 года здесь возвели большое здание гостиницы с отдельными комнатами. Вслед за первой гостиницей была построена вторая, коридорного типа. За шесть недель возведен трехэтажный дом правления с электрическим освещением (в то время уже работала временная локомобильная электростанция), с телефоном, временным домовым водопроводом и ванной.

Поселок застраивался по категориям проживающих. Улица 1-й категории (в настоящее время ул. Ленина) - для руководителей строительства эксплуатации электростанции. Заведующим станции летом 1912 года был В. С. Пискунов, с осени 1912 года - А.В. Винтер, затем эту должность последовательно занимали А.А. Сафонов и Б.Н. Смирнов.

Улица 2-й категории - для инженеров, техников, высококвалифицированных рабочих с Московской электростанции, а также иностранных инженеров.

Улица 3-й категории (в настоящее время ул. Маркса и Энгельса) - для среднего и младшего руководящего состава: электротехники, мастера, начальники цехов и участков.

Улица 4-й категории (впоследствии улица Октябрьская) - для квалифицированных рабочих: электромонтеров, машинистов турбин, кочегаров (машинистов котлов), токарей, слесарей.

Весь остальной персонал низкой квалификации - грузчики, подсобные рабочие - или на улице Каменный карьер (в настоящее время улица Горького).

Специально для торфяников было обустроено несколько поселков (участков), преимущественно с летними бараками, которые строились в непосредственной близости от торфоразработок. Первыми участками были Зеленый остров на северо-востоке за улицей 4-ой категории и Скворцы на севере от станции. Оба участка находились на расстоянии километра от электростанции.

Коренных жителей-крестьян урочища «Белый мох» было не так уж много, и они, как и прежде, продолжали заниматься крестьянским трудом.

В доме правления проживал иногда Р.Э. Классон с семьей.

Все дома были рубленые, с герметическими дровяными печами, с водопроводом от артезианского колодца, с самого начала с электрическим освещением. Позже выяснилось, что первые четыре дома были построены с нарушением противопожарных правил: одноэтажные гостиницы были длиннее, чем допускалось для деревянных зданий без перегораживающих брандмауэров; дома правления и заведующего имели три этажа, что было недопустимо для деревянных домов.

Центральный поселок, здание самой станции строились с минимальной вырубкой леса. Вдоль улиц, прямых просек, были посажены лиственные деревья.

Р.Э. Классону не нравилось, что на месте, где строился центральный поселок, земля была покрыта не травой, а вереском. Поэтому в начале лета 1912 года вереск на суходоле центрального поселка был вырублен, в том числе и на не застраиваемой площади. Это спасло постройки во время большого пожара, который продолжался с 21 до 28 июля 1912 года. Там, где вереск не был вырублен пожар распространялся быстро - от него загоралась хвоя на деревьях. Московский губернатор В.Ф. Джунковский, опасаясь распространения пожара, посетил станцию и прислал помощь. Воинская часть прибыла на центральный участок не с юга от 71-ой версты Владимирского шоссе вдоль узкоколейки, а с запада от Светлого озера по девственному торфяному массиву «Вольного болота». Солдаты шли очень долго, почти четыре километра по мягкому мху. Строительству станции пожар нанес незначительный ущерб, но зато он совершенно изменил картину местности: вместо непроходимой чащи получилось около 2000 га выгоревшего места. Само болото от пожара не пострадало, так как оно было совершенно сырое - сгорел только верхний моховой покров и лес на болоте.



Назад к списку очерков