КАНАЛ ИМЕНИ МОСКВЫ В СТАНОВЛЕНИИ МОСКОВСКОЙ ЭНЕРГОСИСТЕМЫ

Канал имени Москвы (КиМ) — одно из главных сооружений эпохи Сталина, стоящее в одном ряду с Московским метрополитеном и столичными высотками. Строительство канала — это и человеческий подвиг, и человеческая трагедия одновременно, ведь техническое оснащение было довольно слабым, а все тяготы ложились на плечи заключенных. Изначально называвшийся «Москва — Волга», данный канал справедливо было бы именовать наоборот – «Волга — Москва», поскольку именно в таком направлении течёт вода. Географическое местоположение канала обусловило не только особенности его собственной инфраструктуры, но и особенности московской энергосистемы, начало которой было положено еще до революции, а бурное развитие пришлось на годы плана ГОЭЛРО, индустриализации и послевоенного восстановления.

КиМ как фактор развития энергосистемы можно ставить в один ряд с оборонными нуждами, необходимостью электрификации железных дорог, электрификацией легкой промышленности области.

Необходимо отметить, что простого «выкапывания» углубления совершенно недостаточно. Строительство подобных сооружений влечёт за собой целый спектр самостоятельных задач: строительство шлюзов, насосных станций, дамб, плотин, водопропусков, заградительных ворот, паромных переправ, мостов, тоннелей и прочих объектов. Также необходимо отметить, что к сооружениям КиМа относятся деривационный канал, Сходненская ГЭС, Хорошёвское спрямление, Перервинский гидроузел и ряд других объектов. Сооружение канала велось одновременно с созданием цепочки водохранилищ по маршруту канала, к которым относятся Икшинское, Пестовское, Учинское, Пяловское, Клязьминское и Химкинское. Широко известное Яхромское водохранилище несколько иного рода, хоть и происхождение его непосредственно связано с КиМом. Основная цель сооружения водохранилищ — поднятие нормального подпорного уровня в канале для обеспечения судоходства и создание резервуара волжской воды для снабжения Москвы (в лице Учинского водохранилища). Сооружение водопроводных каналов от оного хоть и не относится к сооружениям КиМа, но, тем не менее, было бы невозможно и бессмысленно без него.


2.jpg


Рисунок 1. Переходы ВЛ 110 кВ от Иваньковской ГЭС в сторону Темпов через Канал имени Москвы


Канал начали строить в 1932 году. Первоочередной задачей, помимо самой выемки, было сооружение шлюзов. Всего между Волгой и Москвой расположено семь шлюзов (шлюз №1 не учитывается, так как он предназначен сугубо для прохождения участка плотины ГЭС-191), причем пять из них работают на подъем воды, а два – на спуск воды с водораздела. Это различие само по себе сыграло важную роль для развития энергосистемы: при подъемных шлюзах необходимо было соорудить насосные станции, которые перекачивают воду на более высокий гипсометрический уровень. Поскольку канал работает не только на подъем/опускание судов, но еще и собственно воды из Волги в Москву, насосы должны работать круглосуточно и круглогодично, даже когда навигация закрыта. Это требует, во-первых, больших мощностей, во-вторых, высокой надежности электроснабжения. Для реализации данной задачи от ГЭС-191 (по другим данным, изначально ГЭС-112, расположенной на Иваньковском водохранилище Волги, к 1936 году были построены две цепи 110 кВ вдоль канала, которые снабжали насосные станции при шлюзах №№2, 3, 4, 5 и 6. Класс напряжения 110 кВ по тем временам считался очень мощным, а две линии обеспечивали резервирование друг друга в аварийных ситуациях. Это же объясняет причину, по которой на этих линиях использовались одноцепные деревянные опоры, а не двухцепные металлические шатурского типа, которые были в те времена в ходу. Двухцепная опора в случае аварии с более высокой вероятностью повлечет отключение обеих цепей высоковольтной линии. 


3.png 


Рисунок 2. Характерный видовой состав шлюзовых линий, сложившийся в конце 50-х годов


При шлюзе №2 была построена электрическая подстанция (ПС) «Темпы», при шлюзе №3 подстанция на момент строительства уже была — ПС «Яхрома». Введена в эксплуатацию она была в 1932 году для местной текстильной фабрики, однако со строительством канала была передана на его баланс. При шлюзе №4 была построена ПС «Комсомольская», при шлюзе №5 — ПС «Икша-2», при шлюзе №6 — ПС «Икша-1».


4.jpg


Рисунок 3. Схема энергосистемы КиМа на 1961 год (архив музея Мосэнерго). Синие линии — 110 кВ, черные — 35 кВ. Подстанции Дмитровская тяговая и Тяговая КиМ ошибочно разделены, хотя это один и тот же объект.


Следует отметить, что все объекты канала имели общую нумерацию, где каждому типу объектов соответствовал определенный диапазон номеров. Подстанциям были присвоены 200-е номера: «Темпы» №229, «Комсомольская» №230, «Икша-1» №231, «Икша-2» №232. Только у «Яхромы», за счет того, что она была построена раньше, номер уже был — №127. Он выбивается из общего ряда, поскольку изначально относился к Мосэнерго. Эти номера в дальнейшем перекочевали в диспетчерское управление Мосэнерго, где до сих пор являются актуальными, несмотря на то, что подстанции не принадлежат Московской объединенной электросетевой компании. Кроме того, под опеку канала перешла и ПС №128 «Дмитров» 35/6 кВ, которая питалась линией 35 кВ от «Яхромы».


5.jpg


Рисунок 4. Анкерная опора ВЛ Икша-2 — Яхрома с оригинальными изоляторами 1935 года выпуска


До Яхромской подстанции две линии 110 кВ вдоль канала шли вместе. После «Яхромы» для пущей надежности одна линия идет по восточному берегу до «Икши-2», вторая по западному до «Комсомольской». Соответственно, им на смену от этих подстанций выходят на тех же берегах линии до «Икши-1». Таким образом, была сформирована энергосистема Канала имени Москвы, завязанная на генерации Иваньковской ГЭС. Однако для надежности работы системы необходимо было ее вывести на параллельную работу с Мосэнерго, для чего и была построена ВЛ 110 кВ Икша-1 — Бутырки. На тот момент «Бутырки» стали одной из самых мощных подстанций Москвы, поскольку на нее приходили цепи 220 кВ от Сталиногорской ГРЭС-10 (ныне известна как Новомосковская ГРЭС), и было заведено московское кольцо 110 кВ.


6.png


Рисунок 5. Остатки оригинальных деревянных опор ВЛ Темпы — Яхрома восточная 110 кВ


В 1937 году была пущена в эксплуатацию Восточная (Сталинская) станция водоподготовки, соединенная с Учинским водохранилищем двумя полуоткрытыми каналами. Есть все основания полагать, что одноимённая подстанция №212 220/110/35/6 кВ была построена в значительной степени ради нее. На ПС были заведены линии 220 кВ с ГРЭС-10 и «Бутырок», а через два года была построена линия Рыбинская ГЭС — Угличская ГЭС — Ново-Софрино — Восточная 220 кВ. Интересно, что при водопроводной станции была построена собственная (абонентская) подстанция №210 «Водопроводная», которая запитывалась по двухцепной линии 35 кВ, частично совпадающей с трассой легендарной ЛЭП 70 кВ, построенной в 1913 году. Близость номеров этих двух подстанций (210 и 212) также говорит об их хронологической близости.


7.png


Рисунок 6. Деревянные АП-анкерные опоры ВЛ Икша-1 — Катуар 35 кВ


От ПС «Икша-1» в 1938 году была протянута ВЛ 35 кВ Икша — Катуар — Лобня. Тем самым излишки мощностей в энергосистеме КиМа выдавались на керамические заводы в двух обозначенных поселках, и заодно она дополнительно соединялась с московской энергосистемой. Интересно, что ВЛ Икша — Катуар имела отпайку на ПС №95 «Икша временная», предназначенную для нужд рабочего поселка. Однако, как известно, нет ничего более вечного, чем временное. Данная ПС в 1950-х годах была запитана разрезкой линии Икша — Катуар, а уже после 1961 года ее переименовали в «Базарово».

В тяжелые годы Великой Отечественной войны Канал продолжал свою работу, хотя немцы подходили очень близко. ВЛ Темпы — Яхрома западная была вовсе эвакуирована на Урал. Про остальные линии и подстанции подобных сведений нет. Несмотря на боевые действия, вводились в эксплуатацию Рыбинская и Угличская ГЭС, которые дали ток Москве по линиям 220 кВ, в том числе и на упомянутую выше ПС «Бутырки».


8.jpg


Рисунок 7. Неиспользуемый с 1972 года переход ВЛ Икша-1 — Бутырки 110 кВ через Клязьминское вдхр.


Однако энергосистема КиМа была не единственной на севере Московской области. В 1927 году под Талдомом на Власовских болотах была пущена электростанция на торфе. В 1935 году была построена ВЛ 35 кВ Власово — Запрудня. Но к 1937 году стало экономически нецелесообразно добывать торф на Власовском болоте. В связи с этим было решено запитать сложившуюся высоковольтную энергосистему от энергосистемы КиМа, а именно от ПС «Темпы». К 1945 году построена ВЛ 35 кВ Темпы — Запрудня [1], которая просуществовала, по-видимому, до начала 1980-х годов, когда она была демонтирована, а по ее трассе была пущена ВЛ 220 кВ Темпы — Дмитров 1,2.

Сооружение линии 35 кВ влечет за собой сооружение нового распределительного устройства на ПС «Темпы». Именно это заставило энергетиков переустроить существующие заходы 110 кВ, что отразилось на видовом составе опор переустроенного участка. Линии с ГЭС-191 были ассоциированы в двухцепную линию, на которой применялись опоры крымского и шатурского типов. По поводу заходов линий Темпы — Яхрома что-то определенное сказать довольно сложно, но до войны эти цепи шли по правую сторону от железной дороги (по пути из Москвы) и пересекали канал в другом месте.


9.png


Рисунок 8. Пасынок линии Темпы — Запрудня 35 кВ


1950-е годы — период восстановления и наращивания промышленности, электрификации железных дорог. Протяженность сетей за это десятилетие увеличилась в несколько раз. Рассмотрим роль КиМа в этот период.

В 1951 году сооружается транзит вдоль Октябрьской железной дороги. Во избежание «висяка» транзит был замкнут на икшинскую подстанцию с помощью ВЛ 110 кВ Икша-1 — Солнечногорск. Таким образом, на тот момент энергосистема канала была связана с системой Мосэнерго по трем линиям 110 кВ: Ново-Софрино — Яхрома, Икша-1 — Солнечногорск, Бутырки—Икша-1.

В 1952 году вводится в строй вторая станция водоподготовки — «Северная». Для ее снабжения электроэнергией в 1951 вводится ПС №176 «Хлебниково» 110/35/6 кВ [3]. Запитывалась она разрезкой линии Бутырки — Икша-1 110°кВ, то есть, в результате получились ВЛ Икша-1 — Хлебниково и Бутырки — Хлебниково.

Начало 1950-х годов ознаменовано началом строительства кольца позиций противовоздушной обороны из зенитно-ракетных комплексов С-25, что сопровождалось строительством двух колец линий 35 кВ. Интересно, что подстанции КиМа в лице Икши-1 и Дмитрова стали питающими центрами для обоих колец.


10.png


Рисунок 9. Ассоциация цепей ГЭС-191 — Темпы на участке переустройства 1940-х годов


1954 год ознаменован, во-первых, разрезкой линии Икша — Хлебниково на ПС «Луговая», что позволило электрифицировать участок Савёловской железной дороги, во-вторых, была построена вторая цепь Ново-Софрино — Яхрома 110 кВ (северная). По всей видимости, из-за того, что транзит мощности от Ново-Софрино был увеличен вдвое, а уже на следующий год были построены линии Яхрома — Талдом и Темпы — Талдом 110 кВ, необходимость во второй транзитной цепи Темпы — Яхрома 110 кВ (западная) отпала, поэтому она была демонтирована. До 2013 года можно было наблюдать следы ее существования в окрестностях Яхромы: неиспользуемые переходные опоры через КиМ и своеобразные перестроения восточной цепи со своей трассы на западную в Перемилово. Однако схема сетей Мосэнерго за 1946 год показывает, что западной цепи уже тогда не было. Если это не ошибка, то она просто банально не была возвращена из эвакуации после войны.


11.png


Рисунок 10. Перестроение восточной цепи Темпы — Яхрома в районе Перемилово, использующееся в качестве транспозиции


12.png


Рисунок 11. Обратное перестроение восточной цепи Темпы — Яхрома и пустая портальная опора на заднем плане


Кроме того, в 1954 году от линий ГЭС-191 —Темпы западной и восточной сооружаются отпайки на опорах крымского типа до абонентской подстанции «Дубна». Данная подстанция предназначена для электроснабжения Объединенного Института Ядерных Исследований.

Ориентировочно в конце 1950-х годов от Иваньковской ГЭС строится ВЛ 35 кВ до подстанции Конаково с отпайкой на подстанцию на территории нынешнего гидроакустического института (НИИ «Атолл»). Эта линия, прежде всего, интересна своим видовым составом: на ней использовались полностью железобетонные промежуточные опоры, которые по тем временам были чем-то из ряда вон выходящим. Кроме нее, в тот период были построены ВЛ ГЭС-191—Кимры и Темпы — Конаково 35 кВ.

Для электрификации участка Савёловской железной дороги до Дмитрова требовалось построить вторую тяговую подстанцию. Названа она была банальнейшим образом — «Тяговая» и соединена одноцепной линией с Дмитровом и двухцепной с «Яхромой». Все эти объекты были закреплены за КиМом.


13.png


Рисунок 12. Промежуточная опора ГЭС-191 — Конаково


Год реконструкции «шлюзовых» линий, в ходе которой они приобрели необычный видовой состав с железобетонными промежуточными опорами установить не удалось, однако по свидетельствам местных жителей в 1964 году Икша-2 — Яхрома в районе Подосинок уже имела современные опоры. Подобные портальные опоры устанавливались в непосредственной близости от деревянных опор, о чем свидетельствуют остатки пней, арматура и изоляторы. Схожая с деревянными конструкциями конструкция новых опор позволяла производить реконструкцию без отключения линии. Об этом свидетельствует и то, что зажимы проводов остались от оригинальной линии.

В 1963 году ВЛ 35 кВ Дмитров — Яхрома разрезается на ПС «Инженерная», предназначенную для электроснабжения городских кварталов города Дмитрова (Рисунок 13).

Ориентировочно в 1961 году второй площадке ОИЯИ понадобилась еще одна ПС. Подстанция была названа «Сестра» и запитывалась отпайкой от отпайки на Дубну. Безусловно, что подобная топология сети представляется крайне ненадёжной, но в таком виде она просуществовала недолго.

В 1966 году ПС «Темпы» переводится на 220 кВ и становится частью магистральных сетей. На нее заводятся ВЛ Конаковская ГРЭС — Темпы, Радищево — Темпы и Темпы — Ярцево 1,2 220 кВ. Благодаря строительству ОРУ-220 кВ мощность подстанции выросла на порядок, что сделало ее питающим центром практически для всего Талдомского района. Была протянута вторая цепь на Талдом (подстанция Талдом-2). Кроме того, наличие новых мощностей позволило ликвидировать дубнинский «тройник» 110 кВ. От места пайки была достроена двухцепная линия до Темпов.


14.png


Рисунок 13. Подстанция №345 «Инженерная» 35/6 кВ


Если вернутся к южному участку рассматриваемых сетей, а именно, к бывшей линии Бутырки — Икша-1, то мы увидим, что в 1963 году она (точнее, отрезок Икша-1 — Луговая) разрезается на подстанцию «Шереметьево», предназначенную для электроснабжения одноимённого аэропорта. Таким образом, мы видим, что данная линия уже разрезана на два стратегически важных объекта — тяговую подстанцию и аэропорт.

Со второй половины 1960-х годов спектр потребителей меняется. Начинается электрификация сельских поселений. В том числе, для этого в 1966 году сооружается ВЛ 35 кВ Яхрома — Подъячево. Для схожих целей строится в 1975 году ВЛ Икша-1 — Мелихово.

В 1971 году строится линия Темпы — Рогачёво 1,2 110 кВ. ПС №669 «Рогачёво» стала питающим центром для военного кольца 35 кВ (путём разрезки ВЛ Васькино — Вязовка 35 кВ). Параллельно ВЛ Темпы — Яхрома выводится из ведомства Канала имени Москвы и передается Дмитровским сетям Мосэнерго. Это обусловлено большой протяженностью линии (более 40 км) и необходимостью выдачи мощностей на промежуточных пунктах. Линия режется на подстанцию «Хохлово» при Запрудненском заводе электровакуумных приборов и подстанцию «Орево», которая снабжала одноименный посёлок, сложившийся вокруг учебно-экспериментального центра МГТУ имени Н.Э. Баумана.


Очерк подготовлен Андреем Карпачевским



Назад к списку очерков