Очерк 9. Передвижные энергопоезда


В 1942 году, когда враг был отброшен от Москвы, важнейшей задачей стало возрождение освобожденной от захватчиков территории. Наладить нормальную производственную и бытовую деятельность в разорённых войной регионах без энергоснабжения невозможно. На начальном этапе значительную роль в проведении реконструкции сыграли энергопоезда, которые выполняли функции мобильных электростанций. Мосэнерго получило распоряжение о начале работ по проектированию энергопоездов, используя демонтируемое, бывшее в работе оборудование в конце 1942 года.



Приказ по управлению и предприятиям Мосэнерго № 218 от 11 декабря 1942 г.

В соответствии с приказом НКЭС от 28.11.42 г. ... по вопросу монтажа передвижных электрических станций на железнодорожном ходу приказываю

1. Начальнику конторы Мосэлектросетьстроя т. Снитовскому организовать на базе бывшей Фрунзенской ТЭЦ производство передвижных электрических станций, обеспечив выпуск двух электрических станций к 15 февраля 1943 г.

2. Директору ТЭЦ-9 Полякову произвести монтаж одной передвижной электрической станции, обеспечив выпуск ее к 15 января 1943 года.

3. Начальнику Проектно-конструкторского Бюро Мосэнерго Филиппову М.Н. организовать бригаду по проектированию передвижных электрических станций, обеспечив разработку проектов к 20 декабря 1942 года.

Зам. Управляющего Мосэнерго Лобанов




Инженерами Мосэнерго была разработана уникальная технология по изготовлению энергопоездов. Энергопоезда выполняли функции небольших мобильных электростанций. В качестве парогенераторов использовались паровозы. Турбоагрегат и конденсатор к турбине монтировались на отдельных железнодорожных платформах, распределительное электрическое устройство со щитом управления и жилые помещения размещались в двух крытых вагонах. Коллектив ПКБ Мосэнерго снимал габариты с силового оборудования, подлежащего демонтажу в Калуге, Ярославле и других городах и проектировал установку оборудования на железнодорожных платформах и в вагонах. Их мощности от 500 до 1 500 кВт на первых порах было достаточно для обеспечения неотложных городских нужд.


23.jpg




Каждый поезд запускался в эксплуатацию после двух-четырех недель подготовки – в сравнении со сроком, который мог уйти на восстановление и ввод в эксплуатацию стационарной электростанции, экономия времени была колоссальной. Энергии, производимой поездами, было достаточно для освещения восстанавливаемых объектов, откачки воды из затопленных шахт, проведения работ, а также обеспечения бытовых условий для сотрудников. После реконструкции и ввода в эксплуатацию одной электростанции энергопоезд перемещался в другой район.

Общее руководство работами было возложено на Отдел капитального строительства Управления Мосэнерго. Начальник отдела О.Н. Давыдовский был освобожден от всех других обязанностей, кроме работ по монтажу энергопоездов.

Народный комиссариат путей сообщения СССР выделил для этих работ три паровоза с Пермской железной дороги. Все работы производились по фактической себестоимости, без утвержденных проектов и смет, с применением аккордной оплаты труда рабочих и ИТР.

В 1943 году на Фрунзенской ТЭЦ был создан цех энергопоездов, в котором были смонтированы четыре поезда. Первый энергопоезд был готов 15 февраля 1943 года и отправлен в Сталинград. На энергопоезде был установлен турбогенератор мощностью 750 кВт, демонтированный на Ярославской городской электростанции. На втором – мощностью 1500 кВт с Калужской городской электростанции. Работы по монтажу энергопоездов возглавлял инженер В.А. Агринский. Вслед за Сталинградом энергопоезда обслуживали города Ростов, Харьков, Киев, Севастополь, районы Донбасса и Кривого Рога. Два поезда были отправлены в Крымский район, три – в Белорусскую ССР и пять – в Латвийскую, Литовскую и Эстонскую ССР.

Силами цехов ТЭЦ-9 были смонтированы два энергопоезда мощностью 500 и 1500 кВт. Энергопоезда обеспечивали электроэнергией госпитали в прифронтовой полосе. Для монтажа электростанции был использован турбогенератор мощностью 500 кВт, демонтированный с ТОС Главторфа. Начальником энергопоезда 500 кВт в марте 1943 года был назначен Г.В. Колесников. Энергопоезд 1500 кВт участвовал в восстановлении народного хозяйства Подмосковья, Днепровской ГЭС, промышленности Варшавы. Машинист А.Ф. Чащин и электротехник Михайлин обеспечивали работоспособность энергопоезда, а затем возвратились на ТЭЦ-9.


9.jpg

 



На ТЭЦ-11 в конце ноября 1943 года смонтирован энергопоезд мощностью 850 кВт для освобожденного Донбасса. За 35 дней поезд был построен и 25 декабря 1943 года отбыл по назначению. Возглавлял эти работы начальник химводоочистки Гордей Федорович Мухин. Ответственными за монтаж отдельных узлов назначили В.Ф. Иванова (турбина), П.Н. Павлова (котел), Б.А. Батенина (электрическая часть). Люди работали, не считаясь со временем. Несмотря на трудности задание было выполнено в срок. Через месяц после отправки энергопоезда с ТЭЦ-11 в город Таганрог на электростанцию пришло письмо. Трудящиеся Таганрогского завода имени Сталина выражали свою благодарность коллективу ТЭЦ за оказанную помощь в восстановлении завода. За успешное выполнение задания нарком Д.Г. Жимерин наградил 13 человек значками «Отличник соцсоревнования Наркомэлектро», похвальными листами и премиями в размере месячного оклада.

Из воспоминаний работницы одного из энергопоездов, Филаретовой Текус Александровны:



«Что он из себя представляет энергопоезд? Все те же цеха, что и на станции. Для шахт делали ответвление железной дороги, чтобы установить поезд. Строилось помещение для котельной. Остальные цеха так и оставались в вагончиках. Обслуживали энергопоезд 8-10 человек. Довольно скромно, по тем меркам. Там же они и жили, просто еще бытовка прицеплялась к составу. То, есть, если у меня был химцех – я и, делала все, что положено делать химцеху на ТЭЦ или ГРЭС. Он уже приезжал к нам с посудой с реактивами - укомплектованный.

Над поездом строился навес как ангар, были выведены трубы – тяга же должна быть – как в котельном цехе, чтобы получить пар, который дальше шел в турбину. А эта турбина в своем цеху, в своем вагончике.

И вот поезд приезжает на место, строят ангар, устанавливают котлы, а дальше в одном стоит турбинный цех, в другом - генератор, далее - химцех, у каждого вагона своя функция, - чтобы получить в итоге электроэнергию или горячую воду, смотря какие турбины были и их функции. И горячая вода и конденсаторы, у нас все было. Главное – надо было дать электроэнергию в голом поле. Сети же туда не велись. Проводили очень короткие линии от поезда, вырабатывающего энергию, до объекта или шахты».

После ввода в строй стационарных электростанций энергопоезд получал новое назначение. Так от шахты к шахте, от объекта к объекту, продвигались поезда вслед за освободителями, поднимая на ноги промышленность страны.»



Всего в 1943 - 1944 годах в Мосэнерго были смонтированы семь энергопоездов суммарной мощностью 6525 кВт. Четыре поезда были смонтированы на Фрунзенской ТЭЦ, два – на ТЭЦ-9 и один – на ТЭЦ-11. Поезда были укомплектованы персоналом, и направлены для работы в освобожденные районы. За время своей работы они выработали 15,5 млн кВт-ч электроэнергии.


энергопоезд.jpg



Назад к списку очерков