ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ ПЛАНА ГОЭЛРО


Многие принципы энергостроительства в России были озвучены еще в начале XIX века. За период с 1899 по 1913 год состоялись семь Всероссийских элек­тротехнических съездов, на которых обсуждались актуаль­ные проблемы развития электроэнергетики, электротехники, фун­да­ментальной науки, образования и энергокультуры. Для широкой общественности публиковались доклады, речи, протоколы на страницах деловой прессы и научно-популярных журналов. Проводились специализированные выставки российских и зарубежных фирм, проводили лекции об электричестве.


06_big.jpg


В 1913 году по инициативе «Общества электрического освещения 1886 года» профессор К. Клингенборг разработал первый проект электрификации России. Этот план предусматривал строительство крупных гидроэлектростанций и теплоэлектроцентралей, а также перевод большей части промышленных предприятий с паровой тяги на электрическую.

Прообраз нынешней единой энергосистемы России появился в Москве еще в 1914 году, когда электростанцию Электропередача (ГРЭС-3) запустили совместно со станцией на Раушской набережной (ГЭС-1). Электропередача была первой в мире электростанцией, работающей на торфе, что позволило существенно снизить стоимость производства электроэнергии. Именно этот принцип ориентации на местное топливо учли при создании ГОЭЛРО.


ГРЭС-3_4а_48.jpg


В 1915 году на совещании по проблемам использования подмосковного угля и торфа директор станции Электропередача Г.М. Кржижановский определил главные направления энергостроительства в России:

- массовое возведение государственных районных электростанций;

- использование для работы электростанций местных видов топлива;

- развитие гидроэнергетики;

- строительство и объединение на параллельную работу всех линий электропередачи;

- электрификация промышленности России.



Фрагмент доклада Г. М. Кржижановского в 1915 году:

Вопрос о районных станциях уже не нов для русских техников… Но до сей поры единственной областной электрической станцией в подлинном смысле этого слова у нас в России является лишь станция Московского Акционерного Общества «Электропередача». Дороговизна наших капиталов, наша отсталость в области электротехнической промышленности и машиностроения, недостатки нашего транспорта все это лишает нас возможности обходиться без излишних переплат при сооружении электрических станций, и организаторам приходится неизбежно считаться с этим обстоятельством и искать выход в значительной мощности сооружаемых централей. Крупные же областные станции могут благополучно существовать лишь при значительном отпуске электрической энергии для технических целей, и Центральный Промышленный район должен был поэтому особенно привлекать предпринимателей.



Кржижановский (2).jpg


В те годы проблемой электрификации активно занимались ученые всего мира. Например, немецкие инженеры К. Баллод, В. Штраус, О. Миллер, Г. Клингенборг. Русские ученые стремились обнаружить оптимальный вариант распространения электричества на территории страны, несмотря на существенные препятствия на пути осуществления планов (отсутствие единой системы управления, нормативной базы, существование частной собственности на землю).

Ни один политический деятель ХХ века не уделял столь большого внимания развитию электрификации, как В.И. Ленин. Он был твердо убежден, что победа социализма возможна лишь при полной электрификации страны.

В ноябре 1917 года, по предложению инженера И.И. Радченко, В.И. Ленин санкционировал строительство под Москвой Шатурской торфяной электростанции.


Малая Шатура (2).JPG


В январе 1918 года I Всероссийская конференция электропромышленности приняла резолюцию о создании специального органа для руководства энергетическим строительством.

В декабре 1918 года Центральный электротехнический совет организовал Бюро по разработке общего плана электрификации страны.

В том же году В.И. Ленин подписал постановление Совнаркома об отпуске 3 млн. 180 тыс. рублей отделу электротехнической промышленности ВСНХ на покрытие расходов по расширению государственной электростанции Электропередача и на заготовку торфа. В декабре 1919 года Кржижановский послал Ленину свою статью "Задачи электрификации промышленности" и получил на нее восторженный отклик. В.И. Ленин высоко оценил статью и попросил Г.М. Кржижановского написать об электрификации популярно – с целью «увлечь массу рабочих и сознательных крестьян великой программой на 10-20 лет».

11 февраля 1920 года в здании ГЭС-1 состоялось первое заседание формально еще не утвержденной комиссии ГОЭЛРО. На совещании присутствовали А.Г. Коган, Г.М. Кржижановский, К.А. Круг, М.А. Смирнов, В.В. Старков, Б.И. Угримов, А.И. Эйсман и др. 

Г.М. Кржижановский (1).jpg


Положение о Комиссии ГОЭЛРО было подписано В.И. Лениным 24 февраля 1920 года. Её состав был следующим: Г.М. Кржижановский (председатель), А.И. Эйсман (заместитель председателя), А.Г. Коган и Б.И. Угримов (товарищи председателя), Н.Н. Вашков, Н.С. Синельников (заместители товарищей председателя), Г.О. Графтио, Л.В. Дрейер, К.А. Круг, М.Я. Лапиров-Скобло, Б.Э. Стюнкель, М.А. Шателен, Е.Я. Шульгин (члены), Д.И. Комаров, Р.А. Ферман, Л.К. Рамзин, А.И. Таиров, А.А. Шварц (заместители членов).

Также активное участие в деятельности комиссии принимали И.Г. Александров, Е.В. Близняк, А.А. Горев, К.К. Ризенкамф, П.А. Флоренский и другие известные специалисты-энергетики.


Участники электрификационной комиссии по разработке плана ГОЭЛРО, 1920.jpg


Комиссия была многочисленной (около 240 человек) — советское правительство привлекло к подготовке плана видных представителей старой профессуры и технической интеллигенции.

К концу 1920 года, проделав огромную работу, комиссия подготовила план объемом в 650 страниц с картами и схемами электрификации районов.

В.И. Ленин: «В настоящее время, когда возможна передача электрической энергии на расстояния… нет ровно никаких технических препятствий тому, чтобы сокровищами науки и искусства, веками скопленными, пользовалось все население, размещенное более или менее равномерно по всей стране».


Первый лист плана ГОЭЛРО, 1920 год.jpg


Бумажная версия плана ГОЭЛРО объемом в 50 печатных листов была напечатана тиражом 5 000 экземпляров. На работу по изданию фолианта ушло 19 дней и немалые средства — печатники, занятые в работе, потребовали выдать им 240 продуктовых пайков и выделить транспорт.

ГОЭЛРО… Именно смена строя ввело новые обороты и сокращения. В то время, как и сейчас, было модно вводить новые слова, аббревиатуры. Такая тенденция прослеживалась везде. Большой массив личных имён-неологизмов образовывался от революционных лозунгов, названий некоторых органов новой власти, а также от имён и фамилий революционных лидеров и коммунистических деятелей (Владлен, Дамир, Ким, Рой). Долгие споры, многочисленные предложения привели к единому названию – государственный план электрификации России. Долгие споры предшествовали принятию единого названия плана. ГОСПЛЭЛРО, ГОСПЛЭРО, ГОПЭЛРО, ГПЭР, ГПЭЛР? 

Решили назвать ГОЭЛРО.


Приветствие на Большом театре, декабрь 1920 !!г.jpg


26 декабря 1920 года в Большом театре Глеб Кржижановский представил план электрификации Советской России VIII Всероссийскому съезду Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. В.И. Ленин: «Предлагаю не препятствовать и не прекращать работ художника Родионова и инж. Смирнова и монтеров, приготавливающих по моему заданию в помещении Большого театра к VIII съезду Советов карты по электрификации. Работу кончат в воскресенье. Отнюдь их не прогонять». (18.12.1920)

Это была яркая презентация. Стоя перед электрифицированным стендом, идеолог ГОЭЛРО демонстрировал при помощи специальной указки светящиеся точки, города и районы, где будут построены новые электростанции. Как вспоминал потом Кржижановский, на освещение стенда ушла почти вся мощность Раушской электростанции. Пришлось отключить электричество даже в Кремле.

Бумажная версия плана ГОЭЛРО была напечатана тиражом 5000 экземпляров. Объем – 672 страниуы текста с картами и схемами. На издание ушло 19 дней и немалые средства – печатники, занятые в работе, потребовали выдать им 240 продуктовых пайков и выделить транспорт.

В.И. Ленин: «Мы имеем перед собой результаты работы Государственной комиссии по электрификации России в виде этого томика, который вам всем сегодня или завтра будет роздан. Я надеюсь, что вы этого томика не испугаетесь». Все что придумали необходимо было реализовывать. Для этого комиссию ГОЭЛРО упразднили, создав Госплан, возглавлять который был назначен Г.М. Кржижановский. Созданная под его руководством система государственного планирования была реализована при выполнении первого плана пятилетки.

План представлял собой единую программу возрождения и развития страны и ее конкретных отраслей, прежде всего, тяжелой индустрии. Особо подчеркивалась перспективная роль электрификации в развитии промышленности, строительства, транспорта и сельского хозяйства. Предлагалось использовать местное топливо, в том числе малоценные угли, торф, сланцы, газ и древесину. Впервые в России авторы плана ГОЭЛРО предложили экономическое районирование по принципу близости источников сырья (в том числе энергетического), сложившегося территориального разделения и специализации труда, а также удобного и хорошо организованного транспорта. Были выделены 7 основных экономических районов: Центрально-промышленный, Южный, Северный, Приволжский, Уральский, Кавказский, а также Западной Сибири и Туркестана.

Планом ГОЭЛРО предусматривалась реконструкция действующих и строительство новых районных электростанций на местном топливе В Московском регионе были введены в эксплуатацию Краснопресненская ТЭЦ (ТЭЦ-7 - филиал ТЭЦ-12), Орехово-Зуевская ТЭЦ (ТЭЦ-6) и 1-я опытная ТЭЦ высокого давления (ТЭЦ-8). Реконструированы ГЭС-1, ГЭС-2 и ГРЭС-3 им. инж. Классона (сегодня ГРЭС-3 имени Р.Э. Классона. Кроме того, в Подмосковье были построены Каширская ГРЭС (сейчас ГРЭС-4– ОГК-1) и Шатурская ГРЭС (сейчас ГРЭС-5– ОГК-4).

В конце 1921 года в Москве единой сетью были объединены 7 электростанций.

В 1926 году соединением Шатурской и Каширской ГРЭС линиями 110 кВ было положено начало высоковольтному кольцу, которое полностью замкнули в 1931 году.

За 15 лет осуществления плана ГОЭЛРО отпуск электроэнергии потребителям станциями МОГЭС вырос с 133,3 млн кВт. ч в 1921 году, до 1 293.6 млн кВт. ч в 1930 году и 3 720 млн кВт. ч в 1935 году.

Изменился и топливный баланс энергетики столицы. Почти втрое снизилась доля использования дорогого привозного топлива (бакинского мазута). С 1922 года на московских станциях в качестве основного топлива стали использовать местный подмосковный уголь и торф.

План ГОЭЛРО стал первым перспективным планом развития экономики, принятым и реализованным в России после революции. По завершении реализации плана ГОЭЛРО московская энергосистема становится крупнейшей в стране.



Назад к списку очерков