КАШИРСКАЯ ГРЭС


Строительство Каширской электростанции планировалось еще в дореволюционные годы, но не было реализовано в связи с невозможностью достичь соглашения по поводу места строительства станции. Советская власть быстро приняла решение по вопросу строительства станции[1]. Решено было возводить электростанцию в окрестностях деревни Терново. Под председательством А.В. Винтера была создана Государственная комиссия по Каширстрою. Руководителем проектирования назначили М.К. Поливанова, архитектором — А.Е. Сергеева. Летом 1919 года на правом берегу реки Оки, на месте старой дворянской усадьбы, было начато строительство Каширской ГРЭС, спроектированной под использование бурого подмосковного угля. Будущая электростанция была обеспечена водой, транспортными путями и располагалась вблизи района угольных разработок.



Это было крайне тяжелое время для Советской власти. Условия экономической разрухи экономической блокады очень сильно влияли на ход строительства. Г.М. Кржижановский: «Каширская станция начала свою постройку в 1919 году. Это был год величайшего военного напряжения, и мы с тревогой наблюдали на громадных картах, выставленных для всеобщего сведения, как огненно-красная линия фронта роковым кольцом сжимала сердце страны».

Явно ощущался недостаток самых необходимых материалов, присутствовали сложности с техническим оснащением электростанции, а также ситуацию отягощало тяжелое продовольственное и бытовое положение рабочих: «Во всем чувствуется большая нужда, материалы достаются с невероятными трудностями, что является очень серьезным тормозом в работе»[2]. Залогом успеха было повседневное внимание руководства республики к нуждам строительства. В этих условиях главным руководителем работ (с 1 февраля 1919 по ноябрь 1922 года) был назначен инженер-механик Георгий Дмитриевич Цюрупа. В дальнейшем он же стал исполнять обязанности директора станции вплоть до декабря 1924 года.

Оборудование для Каширской электростанции собиралось со всей страны – одну турбину успели вывезти из Риги, другую везли через всю Сибирь из Владивостока, котлы забрали с тамбовского завода «Красный боевик». В годы первой пятилетки существенно ощущались недостаток металла и цемента и тяжелое финансовое положение. В условиях индустриального упадка и сложной ситуации, в которой находилась молодая советская власть, первая электростанция была построена ударными темпами из доступных материалов и без ярких акцентов в архитектурном проекте. Стены промышленных зданий часто возводились из кирпича или естественных камней. Первое здание Каширской электростанции представляло собой архитектуру «переходного времени», когда традиционные элементы промышленного «кирпичного» стиля, распространенного на рубеже веков, совмещались с развивающимися тенденциями функционализма и более упрощенной и обобщенной структуры фасадов.

1 февраля 1921 года приступили к окончательной отделке здания Центральной станции, а 4 мая 1922 года электроэнергия Каширской электростанции впервые была передана по линии высокого напряжения в Москву. По вопросу о значении Каширской электростанции отмечали, что «Каширка будет давать 12 тысяч киловатт, что составляет 30 процентов потребности Московского промышленного района и населения г. Москвы; кроме того, эта же станция будет освещать близлежащие 3 села, даст ток Коломенскому машиностроительному заводу и Озерскому текстильному району и позволит электрифицировать ряд деревень по пути к Москве»[3].



Торжественное открытие Каширской ГРЭС состоялось 4 июня 1922 года. На первой очереди было установлено 2 турбогенератора мощностью по 6 МВт. Вот как описывали только открывшуюся станцию в «Красной газете» от 4 июня 1922 года: «Трехэтажный корпус Каширской электростанции не поражает особенной грандиозностью, но он красив особенной «инженерской» красотою. Здесь каждый ряд окон или выступ, угол крыши имеют свой математический смысл. Высочайшая серая труба с громоотводом и красной электрической звездой, которую во время иллюминации зажигают по ночам, да еще две высоких эстакады на сквозных каменных арках из белого камня, — вот и вся картина главного сооружения».



И все же электроэнергия была передовой технологией в те годы, и задача по реализации плана ГОЭЛРО была одной из самых важных перед Советской властью. Для крестьянской России ударное развитие промышленности стало новшеством, к которому не все были готовы. «Со слов главного руководителя работ, инженера Цюрупы, крестьяне, вначале относившиеся очень недоброжелательно к постройке и мешавшие работе, по мере развития строительства убедились в огромной пользе для них от станции и в настоящий момент всемерно способствуют работе, удовлетворяя все требования Каширской станции».

В советской пропаганде подчеркивалось даже сакральное восприятие электроэнергии: «Внизу помещение для трансформаторов. Это — своего рода «святая святых» храма молнии. В узкой, белой комнате черным высоким квадратом выступает корпус первого трансформатора... У реки возвышается красная башня насосной станции... Колосс стоит, обращенный острым ребром навстречу весенних льдов, которые в половодье бессильно разбиваются о него». Электростанцию хотели преподнести как символ победы над силами природы, показать власть человека над ней. «Котельный зал высокий, узкий, белый, красивый, с распределением топок по пяти на каждую сторону… Турбинный зал тоже узкий, белый и высокий, весь щеголяет электрическим изяществом. Две черные турбины вытянулись своими причудливыми формами во всю его длину».

11 января 1926 года постановлением Президиума ВСНХ Шатурская и Каширская ГРЭС были включены в состав МОГЭС. С 1927 года начались работы по расширению Каширской ГРЭС.



Первое сооружение было построено в тяжелых социально-политических условиях, в которых «болезненно проходило освоение нового оборудования». К 1933 году эта станция была худшей среди объектов Мосэнерго (в 1931 и 1932 годах станция не выполнила промфинпланы). Сразу после открытия стало понятно, что электростанция нуждалась в перестройке для работы на соответствующей уровне. Первые годы первой пятилетки (1928-1932 гг.) были посвящены расширению и сооружению второй очереди Каширской электростанции. В этот раз в помощь строителям страна дала десятки различных механизмов. Выросли и усложнились задачи строительства. 



Вместо кирпичного, сравнительно невысокого здания первой очереди, строится огромный железобетонный корпус объемом в несколько десятков тысяч куб. метров. Объемно-пространственная композиция новой электростанции была выдержана в стиле конструктивизма. Все здание спроектировано в геометрических прямоугольных объемах. После наладки работы и достижения достойных результатов, в 1935 году станции было присуждено имя Л.М. Кагановича. Небольшая станция в 12 тыс. кВт., детище Ленина, выросла в крупнейшую станцию в 186 тыс. кВт. ГЭС им. Л.М. Кагановича.



Параллельно с возведением электростанции шел процесс строительства поселка вокруг нового промышленного объекта. После ГРЭС-3 это был один из первых примеров подобного проектирования, которое в дальнейшем стало очень распространено в СССР и проводилось при участии известных архитекторов и инженеров с учетом современных тенденций градостроительства, таких как «город-сад» Эбенизера Говарда.

Первый проект поселка Каширской станции был создан в Электрострое в октябре 1919 года, второй – в июне 1921 года в Архитстрое. Концепция «город-сад» нашла отражение в поселке за счет преобладания малоэтажной застройки с зелеными зонами и с развитым общественным центром. «Большое количество проектов рабочих поселков в виде «городов-садов» было создано в первые годы советской власти для различного рода небольших промышленных предприятий, в том числе и для строившихся по плану ГОЭЛРО электростанций (например, рабочий поселок при Каширской электростанции)»[4].

Каширская электростанция стала одним из первых примеров за период Советской власти по реорганизации жилой застройки при строящихся промышленных объектах. Заводы и фабрики повсеместно становились градообразующими предприятиями, что выразилось в активном развитии промышленного зодчества, в формировании новых тенденций градостроительства и характерных приемов композиции. В проектируемых рабочих поселках электростанции часто становились одним из главных элементов архитектурно-пространственной композиции города и его структуры.



[1,2,3] О постройке Каширской электростанции (беседа с председателем Главного Комитета Государственных Сооружений ВСНХ). 1 февраля 1921 г. // «Экономическая жизнь» № 21. URL: http://istmat.info/node/34425 

[4] Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда: Книга 2: Социальные проблемы. – М.: Стройиздат, 2001. – 712 с.


Очерк подготовлен Шулениной Ю.Д.



Назад к списку очерков