Г.М. КРЖИЖАНОВСКИЙ ОБЛАСТНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ НА ТОРФЕ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЦЕНТРАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННОГО РАЙОНА РОССИИ

229403_900.jpgВопрос о районных станциях уже не нов для русских техников. Наши электротехнические съезды уже не раз дебатировали относящиеся сюда темы, и VII Всероссийский электротехнический съезд 1912—1913 гг., имевший место в Москве, поручил Постоянному комитету съездов выработать законопроект об устройстве электропередач, «признавая общегосударственное значение электропередач и районных станций общего пользования в деле развития производительных сил страны, как в смысле возможности использования естественных источников энергии, широкого распространения дешевой энергии в массах населения, так и в деле усовершенствования путей сообщения, прогресса сельского хозяйства, развития мелкой и кустарной промышленности...». Но до сей поры единственной областной электрической станцией, в подлинном смысле этого слова, у нас в России является лишь станция Московского акционерного общества «Электропередача». Между тем мы не ошибемся, если скажем, что все развитие мировой электротехники в настоящее время совершается под знаком областных станций, и их господствующее влияние в области грядущих переворотов мирового хозяйства несомненно. Отстать в этой области — значит влачиться по пройденным этапам экономического развития, значит отстать в основном и определяющем. Современная же война наглядно иллюстрирует, что значит в жизни государственного организма его техническая отсталость. Не случайность, что первая областная станция России возникла в Центрально-промышленном районе, — этому же району предстоит сыграть и в дальнейшем крупную роль в деле развития областных станций. Дороговизна наших капиталов, наша отсталость в области электротехнической промышленности и машиностроения, недостатки нашего транспорта — все это лишает нас возможности обходиться без излишних переплат при сооружении электрических станций, и организаторам приходится неизбежно считаться с этим обстоятельством и искать выхода в значительной мощности сооружаемых централей. Крупные же областные станции могут благополучно существовать лишь при значительном отпуске электрической энергии для технических целей, и Центрально-промышленный район должен был поэтому особенно привлекать предпринимателей. Необходимость электрификации Московского железнодорожного узла и развития в центре страны электрохимической промышленности открывает в этом направлении дальнейшие широкие перспективы, обеспечивая промышленную нагрузку. Центрально-промышленный район обладает и другим необходимым фактором для создания районных станций — богатыми залежами торфа. Если мы вспомним, что количество торфяных залежей определяется в России десятками миллионов десятин, что рациональное исследование этих природных богатств находится у нас еще в зачаточном состоянии и действительная площадь торфяных залежей, вероятно, значительно более предполагаемой, то мы должны будем признать, что Россия в этом отношении является наиболее богатой страной мира... Одни только эти исследованные казенные болота могли бы уже питать 20 крупных областных станций с ежегодным отпуском в 80 млн кВт.ч каждая и в течение целых 50 лет! Московская станция О-ва 1886 года, единственная станция, снабжающая всю Москву и пригороды электрической энергией для освещения и технических целей, оценивает свой общий отпуск электрической энергии в 1915 году в 120 млн кВт.ч. Следовательно, одни только исследованные казенные торфяни  ки могли бы питать 10 таких центров, как современная Москва, в течение 66 лет! Вышеприведенных цифр достаточно, чтобы прийти к тому несомненному заключению, что в торфяных болотах Центрально-промышленного района мы имеем колоссальные запасы местного топлива для многих десятков областных станций, могущих в течение столетий разносить по своим электропередачам живительные импульсы света и двигательной энергии. Основные свойства электрической энергии, ее легкая дробимость и перенос в любом масштабе на любое расстояние, конструктивность электрических моторов, их малый вес, легкость ухода за ними и надежность их действия — все эти факторы, несомненно, дадут себя знать при добыче торфа районными станциями. Наличность в подобных предприятиях опытных инженеров обеспечит участие в этой производительной работе нужных технических сил, а большие средства дадут правильный масштаб опытам... Сама по себе линия электропередачи не нуждается в специальных трактах, и нам пришлось прокладывать наши, первые в России, высоковольтные линии в лесах и болотах востока Московской губернии. Специальное законодательство должно обеспечить электропередачам России европейские формы бытия; более того, Россия — страна расстояний — нуждается в особо льготных условиях для проведения электропередач, этого лучшего способа борьбы с расстояниями. Американская практика показывает, что при напряжении 110 тыс. вольт протяжение электропередач доходит до 250–350 верст. Мы берем 150-верстный радиус и очерчиваем из административных центров Центрально-промышленного района — Москвы, Владимира, Твери, Нижнего Новгорода, Смоленска, Ярославля, Рязани и Калуги — 8 окружностей. На карте вы видите, что масштаб района действий станций дает многочисленные перекрещивания их электропередач. Следовательно, для всех этих станций возможна и та объединенная работа, преследующая мудрую общественную экономию, о которой говорит доктор Вольф. Если для 8 вышеуказанных губерний возникнет 8 районных станций мощностью в 25 тыс. кВт каждая, и если эти станции бросят в оборот действующих сил Центрально-промышленного района 200 тыс. кВт, то этой мощности будет вполне достаточно для полной электрификации района. Предполагая для этих станций около 4 тыс. часов полной нагрузки, в согласии с вышеприведенными расчетами найдем, что площадь эксплуатируемых ими торфяников в размере 32 тыс. десятин могла бы обеспечить их непрерывное действие в течение 40 лет. При постройке электрической станции на торфяном болоте, удачное расположение станции и использование ее технических средств позволит свести расходы по доставке торфа с болота к котельной к расходу не более полукопейки на пуд торфа, тогда как при приобретении или аренде торфяника в большинстве случаев придется считаться с гораздо большими трудностями по доставке торфа к ближайшей железнодорожной станции. Если бы нам, например, пришлось переотправлять ежегодно 6 млн пудов торфа с нашего Богородского болота на ближайшую железнодорожную станцию — Павловский Посад, то, несмотря на наличность непрерывного шоссейного сообщения, нам пришлось бы расходовать с этой целью около 300 тыс. рублей в год. Эти сопоставления уже наглядно показывают невыгодность непосредственной перевозки торфа сравнительно с передачей энергии этого торфа по электрическим проводам. Сооружение высоковольтной электропередачи на 100-верстное расстояние с соответствующим трансформаторным устройством следует ценить круглой суммой в 1 млн рублей. Эту стоимость электропередачи нельзя не признать чрезвычайно высокой. Главная причина дороговизны — неразвитость наших собственных электротехнических производств, наша полная зависимость от иностранных фабрикантов, доминирующих на нашем электротехническом рынке, несмотря на чрезвычайно высокие таможенные ставки. Будем надеяться, что горькие переживания современной войны дадут надлежащий толчок к пробуждению нашей самостоятельности и в этой области, что устройство дешевых электропередач для России — дело недалекого будущего. Работе русских техников здесь открываются обширные горизонты, ибо страна нуждается не в простом копировании иностранных образцов, а в работе творческой мысли, которая в достаточной мере сочеталась бы с ее специфическими особенностями. Говорят, что во всяком деле труден почин. Но если это так, то такой почин для областных станций уже сделан, и мой товарищ, инженер Кирпичников, познакомит вас с тем опытом, который мы имеем в Богородской районной станции. Я извиняюсь перед вами, что в этом кратком, спешно подготовленном докладе я в далекой степени не исчерпал избранной темы. Но я сочту себя глубоко удовлетворенным, если мне удалось пробудить в вас, людях, близко стоящих к торфяному делу, интерес к работе областных электрических станций на торфяном топливе и к тем вопросам и перспективам, которые связаны с возникновением и бытием таких станций. 21 ноября 1915 года


Назад к списку очерков