КАЛУЖСКАЯ ТЭЦ (ТЭЦ-20)


ТЭЦ-20 является значимой частью системы энергоснабжения Москвы, входит в число крупнейших объектов энергетики столицы. Она обеспечивает электрической и тепловой энергией ряд районов Юго-Запада и Центра города с населением около 1,5 млн человек. В зоне электрических и тепловых нагрузок ТЭЦ-20 находятся такие важные объекты, как Олимпийский комплекс «Лужники», МЦК, Московский метрополитен, а также поликлиники, больницы, школы, детские сады и др. Электрическая мощность ТЭЦ-20 – 1 110 МВт, а тепловая мощность – 2 557 Гкал/ч. Основным топливом является природный газ.


тэц-20.jpg


История строительства


Строительство ТЭЦ началось в 1939 году на Юго-Западе Москвы, рядом с окружной железной дорогой, на месте бывшей городской свалки. Место строительства представляло собой огромный пустырь, окруженный застройкой. Ближе всего к будущей ТЭЦ располагались Московский станкостроительный завод им. Серго Орджоникидзе, металлообрабатывающий завод имени Семашко, станкостроительный завод «Красный Пролетарий», а также завод по обработке цветных металлов. Мощность ТЭЦ была запроектирована на 50 МВт с возможным расширением до 100 МВт.

13 мая 1940 года приказом НКЭС СССР №17 в системе «Мосэнерго» была образована Калужская ТЭЦ №13, позднее переименованная в ТЭЦ-20. Рабочий проект Генплана выпущен ТЭПом в 1941 году. С началом Великой Отечественной войны строительство ТЭЦ законсервировано. 29 мая 1946 года решением Совета Министров СССР консервация была снята и возобновлено строительство.

В марте 1949 года введена открытая подстанция, а через два года построена береговая насосная станция на берегу Москвы-реки. После ввода в эксплуатацию котла №1 2 апреля 1952 года ТЭЦ-20 начала отпускать потребителям тепловую энергию, а в октябре того же года с пуском турбины №1 — электроэнергию. Изначально в качестве топлива использовался уголь.


F.31.ed.khr.1_F_01 (1).jpg

ТЭЦ строилась в пять очередей. Первые три очереди на параметры пара 500О и 90 кгс/см2 проводились в 1952–1958 годы и предусматривали ввод шести котлов ТП-170 и ТП-230 Таганрогского завода «Красный котельщик», четырех теплофикационных турбин Т-25-90 и турбины с производственным отбором ВПТ-50-2 Ленинградского металлического завода. Сотрудники ТЭЦ-20 активно участвовали в испытаниях головной турбины Т-25-90. С вводом трех очередей электрическая мощность ТЭЦ достигла 150 МВт, а тепловая 400 Гкал/ч. В 1960-е годы в связи с дальнейшим строительством жилых районов было принято решение о расширении ТЭЦ до мощности 550 МВт и 1370 Гкал/ч. Для этих целей в 1958 году отведена дополнительная территория площадью 6,4 га. 


F.31.ed.khr.1_F_14.jpg




«В декабре 1961 года специалисты ТЭЦ-20 направились в Свердловск на завод, чтобы участвовать в испытаниях. Узлы турбины стали прибывать на станцию в июне, осенью приступили к сборке. В процессе монтажа выяснялось, что многое можно усовершенствовать – упростить схему, модернизировать подшипники и валоповоротное устройство. Около двухсот рационализаторских предложений внесли турбинисты двадцатки, монтируя новый агрегат. Главный инженер ТЭЦ-20 Ю.В. Печенкин вместе с работниками изучали каждое рацпредложение, только после обсуждения отправили на завод письмо. Многие предложения были приняты и тут же осуществлены. Монтаж турбогенератора занял пятьдесят три дня. Утром 31 декабря 1962 года была дана команда на пуск турбины Т-100-130 Уральского турбомоторного завода. »

Г.В. Липенский «Московская энергетическая»




csm_F.31.ed.khr.6_F_02_e900ee9389.jpg

ГРУППА ЭНЕРГЕТИКОВ, ОСВОИВШИХ ТУРБИНУ Т-100-130: СТ. МАСТЕР-ТУРБИНИСТ МАТВЕЕВ Г.А., ГЛ. ИНЖЕНЕР ТЭЦ-20, ЛАУРЕАТ ЛЕНИНСКОЙ ПРЕМИИ, ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ТЭЦ-20 - ПЕЧЕНКИН Ю.В., СЛЕСАРЬ - СПИРИДОНОВ И.Ф., НАЧАЛЬНИК РЕМОНТНОГО ЦЕХА - МАРТЫНОВ В.М. ФОТО ГОРЯЧЕВА А.


csm_F.31.ed.khr.6_PI-O_01_42401b50b4.jpg


В четвертую очередь в период с 1963 -1965 годы были введены четыре турбины Т-100-130 с пятью пылеугольными котлами ТП-7. ТЭЦ-20 стала пионером в освоении головного образца теплофикационной турбины Т-100-130 Уральского турбомоторного завода. Группа научных работников, инженеров были удостоены Государственной премии СССР за освоение серийного производства и внедрения Т-100. Турбина отличалась от аналогов своей экономичностью и мощностью. В пятую очередь введены газомазутный котел ТГМ-84Б №12 и турбина Т-100-130 №10 и два водогрейных котла ПТВМ-180. Для покрытия пиковой тепловой нагрузки введены в работу 10 водогрейных котлов (три ПТВ-100, пять ПТВМ-100 и два ПТВМ-180). После ввода пятой очереди электрическая мощность электростанции достигла 660 МВт, что стало максимальным значением в то время среди ТЭЦ Мосэнерго.


F.31.ed.khr.1_F_15.jpg 



Переход на сжигание мазута и газа


В 1969 году Совет Министров СССР выпустил Постановление «О мерах по улучшению надежности тепло- и энергоснабжения г. Москвы», предусматривающее переход на сжигание мазута в качестве резервного топлива для электростанций Москвы. ТЭЦ-20 перешла на сжигание мазута в качестве аварийного вида топлива. 


3 - копия (2).jpg


В 1980-е годы была проведена масштабная модернизация по замене турбин, так в ВПТ-50-2№5 заменена на ПТ-60/75-130, а три турбины Т-100-130 заменили на более мощные на Т-110/120/130. Важной вехой стало введение нового мазутного хозяйства 1993 года, с мазутонасосной и тремя баками емкостью по 20 тыс. м3. С 1994 года приказом Мосэнерго ТЭЦ-20 переведена в разряд газомазутных. На ТЭЦ-20 в качестве топлива стали использовать и газ. В 1990-е годы введена водоподготовительная установка для подпитки теплосети. В 1995 году проведена реконструкция энергетического котла ТП-80 №7 с увеличением паропроизводительности до 500 т/ч и переводом на сжигание газа и мазута. Далее проводились работы по реконструкции и замене турбин Т-25. Введена опытная установка ГВ-20У для получения водорода из природного газа производительностью 20м3/ч. Внедрена локально-информационная сеть. В 2011–2012 годах осуществлена реконструкция схемы газоснабжения и введен в эксплуатацию новый щит управления пиковых водогрейных котлов 1В-8В, что повысило надежность работы оборудования и позволило значительно облегчить труд машинистов. В 2012–2015 годах проведена реконструкция схемы выдачи мощности электростанции с переводом присоединений на вновь построенное КРУЭ 220 кВ и расширением АСУ ЭТО. В целях повышения эффективности деятельности электростанции постоянно производится ее техническое совершенствование. За 70 лет работы парк турбин ТЭЦ-20 был обновлен на 90%, улучшены ее технические, экономические и экологические показатели.


1__4_.jpg



Парогазовые технологии


В 2007 году стратегическим инвестором «Мосэнерго» становится «Газпром». Строительство ПГУ-420 на ТЭЦ-20 осуществлялось в соответствии с договором о предоставлении мощности, заключенным в 2010 году. Поставка оборудования для нового энергоблока проводилась по комбинированной схеме: морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом. Сначала крупногабаритный груз в составе паровой и газовой турбин, двух генераторов и многочисленного вспомогательного оборудования прибыл в г. Санкт-Петербург из порта г. Роттердам (Нидерланды). Затем паровая турбина была доставлена по железной дороге непосредственно на территорию ТЭЦ-20, а газовая турбина и два генератора — на барже по каналу им. Москвы и реке Москве до причала в Нагатинском затоне г. Москвы.

Для перевозки многотонных крупногабаритных агрегатов по Москве — с причала в Нагатинском затоне на площадку строительства ПГУ-420 – использовались специальные многоосные платформы и тягачи. Перевозка осуществлялась в ночное время в августе 2013 г., на маршруте следования оборудования силами подразделений ГИБДД ГУ МВД России по городу Москве было ограничено движение автомобильного транспорта. С помощью спецтехники Мосгортранса по ходу следования груза обесточивались контактные сети трамвайных и троллейбусных линий – для того, чтобы газовая турбина могла проехать, не повредив их.


montazh-mk-glavnogo-korpusa-2.jpgmontazh-modulej-kotla-utilizatora.jpg 

СТРОИТЕЛЬСТВО ЭНЕРГОБЛОКА ПГУ-420 ТЭЦ-20, 2014 ГОД


В 2015 году к ТЭЦ-20 подведен новый газопровод давлением 6 ата и диаметром 1200 мм. Это существенно улучшило газоснабжение станции, обеспечило возможность ввода в эксплуатацию энергоблока ПГУ-420 без ограничения по паросиловому оборудованию. В 2015 году на ТЭЦ-20 было завершено строительство парогазового энергоблока ПГУ-420. Команду на ввод блока в эксплуатацию 22 декабря 2015 года дал по видеосвязи Президент Российской Федерации Владимир Путин. Установленная электрическая мощность энергоблока ПГУ-420 на момент ввода составила 418 МВт. В составе его основного оборудования – газовая и паровая турбины производства Siemens, а также котел-утилизатор производства завода «Красный котельщик». Ввод энергоблока позволил инициировать вывод из эксплуатации устаревшего неэффективного оборудования первой очереди станции, введенного в 1950-х годах – пяти паровых турбин с турбогенераторами общей мощностью 190 МВт. 


csm_19_8935c3f21f.jpgcsm_18_856b84d8f2.jpg

ПУСК ЭНЕРГОБЛОКА ПГУ-420 ТЭЦ-20, 2015 ГОД


Блок ПГУ ТЭЦ-20 стал пилотным проектом концепции гибких межсервисных интервалов. Благодаря проведенной в конце 2018 года расширенной инспекции горячего тракта газовой турбины эти интервалы в зависимости от режима ее работы теперь могут варьироваться в пределах от 33 тыс. до 50 тыс. эквивалентных часов эксплуатации. Таким образом, периоды между проведением инспекций составят от 4 до 6 лет (ранее они составляли около 3 лет). Это позволит существенно сократить расходы на сервисное обслуживание оборудования без снижения надежности, повысить эффективность производства электроэнергии. Дополнительным эффектом от проведенных на ПГУ ТЭЦ-20 работ стало увеличение его установленной электрической мощности на 27 МВт — до 445 МВт.


ТЭЦ-20 сегодня


После вхождения в 2013 году в состав Группы «Газпром» Московской объединенной энергетической компании в «Мосэнерго» было передано свыше 40 теплогенерирующих объектов «МОЭК». В 2014–2015 годах в структуру ТЭЦ-20 переданы три котельные – РТС «Волхонка-ЗИЛ», КТС-18 и КТС-54. В 2021 году на ТЭЦ-20 и присоединенных котельных была реализована большая программа по подготовке коммерческих узлов учета тепловой энергии и газа к приемке в коммерческую эксплуатацию. От ТЭЦ-20 отходят тепломагистрали в шести направлениях, еще пять магистралей – на присоединенных котельных. На каждой из них установлены приборы учета для определения количества тепловой энергии, отпущенной потребителям.

На ТЭЦ-20 завершен очередной этап технического перевооружения схемы выдачи мощности – введен в эксплуатацию новый трансформатор связи Т-3 мощностью 125 МВА. Целью проводимого перевооружения является повышение энергоэффективности и надежности энергосбережения потребителей столицы, а также соблюдение норм и требований природоохранного законодательства.


csm_F.31.ed.khr.7_F_08_42099d9341.jpg


Центр событий


Не секрет, что на ТЭЦ-20 – самая красивая проходная в системе Мосэнерго. 

Левый флигель здания с 2017 года занимает уникальный современный Музей Мосэнерго и энергетики Москвы. Во дворе станции разместился Технопарк с образцами настоящего оборудования, выведенного из эксплуатации. 


csm_F.31.ed.khr.8_F_21_c4f93e8c9d.jpg


ДИРЕКТОРА ТЭЦ-20


Кузнецов Серафим Дмитриевич 1949—1957

Гришин Иван Кириллович 1957—1970

Бабкин Николай Никифорович 1970—1979

Ляшенко Леонид Иванович 1979—1986

Говорухин Иван Александрович 1986—1996

Сергеев Владимир Валентинович 1996—2005

Малышев Владимир Викторович 2005—2008

Галас Иван Васильевич 2008—2011

Захаренков Алексей Викторович 2011—2020

Истомов Андрей Игорьевич 2020 — по наст вр.


Подготовлено Е.Н. Кошелевой



 



Назад к списку очерков