«Акционерное Общество
Электрического Освещения 1886 года»
1887 – 1917
По инициативе братьев Вернера и Карла Сименсов, работавших в России с 1852 года и возглавлявших компанию «Сименс и Гальске», в 1886 году в Санкт-Петербурге было создано «Акционерное Общество Электрического Освещения 1886 года».
Устав «Общества 1886 года» был утвержден 4 июля 1886 года Высочайшим указом императора Александра III. Устав позволял «как производить электроэнергию, транспортировать ее, так и реализовывать».
5 февраля 1887 года на заседании Правления «Общества 1886 года» в Санкт-Петербурге было заслушано сообщение директора-распорядителя А.А. Троицкого о необходимости «подготовить почву для действия Общества в Москве». Правление поручило директору-распорядителю посетить Москву, чтобы «войти с предложениями устроить центральные электрические станции частного потребления». 5 марта 1887 года Правление поручило М.О. Альберту быть агентом Общества в Москве и принимать заявления от лиц, желающих пользоваться электрическим освещением.
Деятельность «Общества 1886 года» в Москве началась с заключения в апреле 1887 года договора с городской управой, согласно которому Обществу предоставлялось право прокладывать по улицам подземные электрические провода.
31 июля 1887 года Правление «Акционерного Общества Электрического Освещения 1886 года» заключает первый контракт на освещение частного владения в Москве – Пассажа г-жи Постниковой на Тверской улице (сегодня в этом здании расположен Театр им. М.Н. Ермоловой). Именно эту дату принято считать днем рождения Мосэнерго.
1 сентября 1888 года учреждена контора Московского отделения «Акционерного Общества Электрического Освещения 1886 года». Первым заведующим административными делами был назначен М.О. Альберт. Позднее на углу Георгиевского переулка и улицы Большая Дмитровка началось строительство первой центральной электростанции «Общества 1886 года». Сооружение электростанции проводилось по договору с городской управой. На её устройство было ассигновано 800 тыс. рублей.
В декабре 1888 года первая центральная электростанция Москвы – Георгиевская дала ток. Первоначальное оборудование состояло из четырех паровых машин с конденсацией мощностью по 200 л.с. и из шести котлов, дававших насыщенный пар с давлением 10 атм. Абонентам поступал ток напряжением 200 В. Мощность станции составляла всего 100 кВт. Низкое напряжение позволяло снабжать электроэнергией лишь ограниченный район, радиус которого не превышал 1 км. Ток от Георгиевской электростанции шел в основном на освещение Кузнецкого моста.
При Георгиевской электростанции в 1895 году был создан Приемный покой. Возглавлял его врач И.П. Чулков. Это стало отправной точкой в истории развития медицинского обслуживания в Обществе, а затем в Мосэнерго.
Со временем спрос на электроэнергию превысил возможности Георгиевской электростанции. Она производила постоянный ток и была построена близко от потребителя, но вдалеке от источников воды. Поддержание ее работы требовало ежедневного подвоза огромного количества воды, поскольку из близлежащих колодцев ее было недостаточно. Присоединение новых абонентов предусматривало увеличение числа двигателей и котлов, для которых не хватало места в здании на Большой Дмитровке.
5 сентября 1895 года «Общество 1886 года» получило от Московской городской управы концессию на электроснабжение Москвы сроком на 50 лет. Предполагалось, что спустя полвека всё имущество должно было быть безвозмездно передано в собственность города. Договор обязывал Общество отчислять в пользу города 6 % валового дохода ежегодно, и 3 % с валового дохода для технических целей.
Заключив договор с городскими властями, «Общество 1886 года» приступило к созданию новой электростанции. К 1 ноября 1896 года были собраны заявки от абонентов, желающих подключиться к новой станции. Согласно этим заявкам, должно было быть подключено 23 435 лампочек. Самая большая заявка была от Храма Христа Спасителя – 3 350 штук. В июне 1896 года началось строительство электростанции на берегу Москвы-реки, между Раушской набережной и Садовнической улицей. Электростанция получила названиеРаушская (сегодня - ГЭС-1 им. П.Г. Смидовича, филиал ОАО «Мосэнерго»).
28 ноября 1897 года введена в эксплуатацию первая очередь электростанции Раушская мощностью 3,3 МВт. Расположение на берегу реки позволило решить вопрос с водой, необходимой для ее работы. Вода забиралась непосредственно из Москвы-реки – до 18 тыс. тонн в час. Система водоснабжения Раушской электростанции была абсолютно грандиозной даже для такого города, как Москва. Мощность всех станционных водоснабжений позволяла довести подачу воды до 30 000 тонн или 2 400 000 ведер в час, что было в два раза больше, чем подача воды во всех московских водопроводах.
На Раушской электростанции были установлены водотрубные котлы, работающие на нефти и вертикальные паровые машины тройного расширения с конденсацией мощностью по 1000 л. с. Паровые машины были соединены с генераторами трехфазного тока напряжением 2 100 В. Ток поступал в питательные кабели. В многочисленных трансформаторах, разбросанных по всему городу, ток трансформировался на 120 В и доставлялся абонентам. Это позволило увеличить радиус обслуживания до 5 км и снабжать потребителей электроэнергией не только для освещения, но и для производственных нужд.
16 мая 1898 года, ввиду расширения деятельности и необходимости заключения новых договоров с городскими властями Москвы и Санкт-Петербурга, «Общество 1886 года» было разделено на самостоятельные отделения, возглавляемые директором-распорядителем.
18 февраля 1900 года Высочайше утверждено положение Комитета Министров о присвоении Обществу нового наименования – «Общество Электрического Освещения 1886 года».
В начале ХХ века в Москве началось бурное развитие нового вида транспорта – электрического трамвая. В 1904 году Городская Дума заключила четырехлетний контракт с Обществом на снабжение электрическим током московского трамвая. К 1907 году линиями московского трамвая потреблялось около 30 % всего производимого Раушской электростанцией тока. Но городские власти проводили целенаправленную политику по ограничению влияния частного капитала на развитие московского общественного транспорта.
15 февраля 1907 года была введена в эксплуатацию построенная Московской городской управой электростанция – Трамвайная (сегодня ─ филиал ГЭС-1). Трамвайная электростанция мощностью 6 тысяч кВт располагалась у Малого Каменного моста на водоотводном канале и предназначалась для снабжения электричеством трамвайных линий. Впервые в России на электростанции были установлены три паровые турбины.
В начале XX века почти вся российская промышленность, в том числе и энергетика, держалась на дорогом привозном топливе – бакинском мазуте. Стоимость топлива для электростанций была в 2-3 раза выше, чем в Великобритании и Германии. А московский регион остро нуждался в дешевом токе. В 1911 году Р.Э. Классон предложил построить возле Москвы электростанцию, работающую на торфе, которым так богато Подмосковье. Он же выбрал место для станции – в Богородском уезде (возле нынешнего Ногинска) – и выкупил у помещика Рюмина близлежащие торфяные болота.
23 апреля 1912 года «Общество Электрического Освещения 1886 года» представило в Богородскую земскую управу проект строительства электростанции Электропередача (сегодня ─ ГРЭС-3 им. Р.Э. Классона, филиал ОАО «Мосэнерго») на торфе на берегу озера Госбужье, «для получения электрической энергии и снабжения ею городов, местечек, фабрик и заводов».
Строительство электростанции началось в июле 1912 года.
В 1913 году Общество подало в Городскую Думу записку с предложением объединить все московские электростанции и присоединить к ним строящуюся в Подмосковье Электропередачу. Однако это предложение вызвало резкое неприятие со стороны городской управы, которая усмотрела в этом стремление Общества увеличить коммерческие выгоды без всякой пользы для промышленности и населения города. В том же 1913 году «Общество 1886 года» выделило будущую торфяную электростанцию в самостоятельное акционерное предприятие и передало ему права на купленные земли и постройки. Это было вынужденное решение. В России в то время отсутствовали законодательные нормы на весь комплекс электроэнергетического строительства. Чтобы провести электрические провода по дорогам и чужим землям компания должна была заключить договор с каждым населенным пунктом, а в сельской местности этот вопрос решался общим деревенским сходом. Таким образом, энергокомпании попадали в прямую зависимость от воли городских и сельских властей. Строительство в рамках «Общества Электрического Освещения 1886 года» новой подмосковной станции потребовало бы изменения договора с московскими властями.
Устав нового акционерного общества «Электропередача» был Высочайше утвержден 28 апреля 1913 года.
В мае 1913 года электростанция Электропередача была введена в работу. Ее мощность составляла 15 тыс. кВт., было установлено 11 котлов с давлением 12-15 атм., температурой 350°С и три турбогенератора по 5 тыс. кВт. Котлы работали на торфе, доставка которого осуществлялась механически.
Сразу после начала Первой мировой войны 1 августа 1914 года, на волне антигерманских настроений, московские городские власти поставили вопрос о прекращении деятельности «Общества Электрического Освещения 1886 года» и о муниципализации городского и губернского электрохозяйства. Уже 6 августа Правление Общества уволило всех германских и австро-венгерских подданных. Но, несмотря на это, главноначальствующим г. Москвы в сентябре 1914 года была образована комиссия для ревизии и контроля дел Московского отделения «Общества 1886 года». По итогам деятельности комиссии Московская городская дума 28 ноября 1914 года обратилась в правительство с предложением ликвидировать «Общество 1886 года». Власти города ставили в вину Обществу высокие цены на электроэнергию, но, как говорилось в заявлении Союза фабрикантов и заводчиков московского региона, именно московские власти не пускали дешевую электроэнергию от Электропередачи в Москву, в результате чего цена на электроэнергию в городе для мелких предпринимателей была на 30% выше, чем в Подмосковье. Более того, чиновники городского управления жаловались на слишком высокие цены за ток для освещения улиц, но именно само городское управление и устанавливало эту цену (25 копеек за кВт).
На заседании правительственной межведомственной комиссии, в январе 1915 года, Петроградская городская дума поддержала идею секвестра, но отклонила предложение о ликвидации «Общества 1886 года». Представитель Совета съездов торговли и промышленности указал, что в финансировании Общества принимали участие не только германские, но и швейцарские и французские капиталы, и ликвидация Общества может отпугнуть иностранные капиталы вообще. В результате правительство отклонило предложение о ликвидации «Общества 1886 года».
И всё же Совет министров принял решение об образовании Особого Правления «Общества 1886 года», председателем которого был избран В.И. Тимирязев, бывший министр торговли и промышленности. Тогда же, в 1915 году, Совет министров ввел квоту обязательных членов правления в Особом Правлении «Общества 1886 года» и Электропередачи от правительства и городских властей. Таким образом, в Особое Правление вошли представители Военного министерства, Министерства путей сообщения, Министерства торговли и промышленности, Морского министерства, Министерства финансов, Министерства внутренних дел и представители городских властей.
К апрелю 1915 года в России разразился полномасштабный кризис – угольный, нефтяной, транспортный. Раушская электростанция в это время работала исключительно на нефтяном топливе, расходуя 13-18 тыс. пудов в сутки. Учитывая возможную экономию привозного топлива и под нажимом военного ведомства и железных дорог, Министерство торговли и промышленности дало указание московской городской управе не препятствовать приему электроэнергии от станции Электропередача в московскую городскую сеть. Ранее Московская городская управа возражала против получения тока от Электропередачи на том основании, что контракт с «Обществом 1886 года» от 23 сентября 1895 года запрещал покупку тока на стороне.
От электростанции Электропередача была построена первая в России линия электропередачи (ЛЭП) напряжением 70 кВ и протяженностью 71 км. Линия связала электростанцию в Богородском уезде с Измайловской понизительной подстанцией в Москве, соединенной кабельными линиями 6 кВ с кабельной сетью Москвы, и соединила две электростанции – Раушскую и Электропередачу. Так началось создание Московской энергетической системы. 13 августа 1915 года ток с торфяной электростанции стал поступать в Москву.
Эффект от присоединения был огромный. С сентября 1915 года по январь 1917 года в Москву было отпущено 48 млн кВт часов, что уменьшило необходимость подвоза топлива по железной дороге в Москву на 2 600 нефтяных цистерн.
К 1917 году суммарная установленная мощность трех действующих электростанций Московского региона составляла 93 тыс. кВт (9,3 МВт), из которых 57 тыс. . кВт было установлено на станциях «Общества Электрического Освещения 1886 года». Самой крупной электростанцией России была Раушская, в машинных залах которой действовали одиннадцать турбогенераторов трехфазного тока, а две котельные были оборудованы 21 котлом.