Строительство Москвы, 1927 год
Мы знаем, что торф использовали в качестве топлива. А еще при жизни инженера Роберта Классона, по его инициативе и под его руководством, электростанцией «Электропередача» велись опытные работы по утилизации золы, остающейся от сжигаемого в топках станции торфа. Станция, сжигая за год около 350.000 т. торфа, зольностью минимум 5%, получает около 17.000 тонн золы, вывозка которой является огромным накладным расходом в 50.000 руб. в год. Такой расход не мог, конечно, не заставить обратить внимание на возможность утилизации этой золы на месте.
Инженер Классон в своих опытах добился выделения из золы непрогоревших кусочков торфа, но это дело оказалось нерентабельным. По смерти Классона опыты продолжались в течение целого ряда лет, пока, наконец, не удалось инженеру Никольскому разрешить задачу, как-будто, полностью. Им зола использована и как строительный материал, и в то же время он выделяет из нее- остатки скоксовавшегося, не прогоревшего торфа.
Торфяных остатков, могущих быть снова пущенными в топки, остается, примерно, от 7 до 10% всей массы золы. Таким образом, станция получит добавочно свыше 1.000 тонн кокса в год, что даст экономии около 60.000 руб. Главный же доход от золы даст использование ее в виде надежного и бесплатного строительного материала — шлако-бетона.
Состав этого бетона очень прост и дешев. Состоит он из 8 — 9 частей золы, 4 частей горного песка, 1 части портландского цемента и 1/2 части извести. Как и к обычному бетону, в смесь добавляется вода. Новый шлако-бетон использован уже на некоторых постройках станции и, таким образом, проверен жизнью. Из него целиком выстроены здания для фабзавуча и гаража.