Новое на сайте
Предлагаем Вам прочитать статью о Владимире Леонидовиче Гвоздецком, которая вышла в прошлом году к 80-летнему юбилею ученого в журнале ЭНЕРГЕТИК. Гвоздецкий В.Л. - кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник отдела истории техники и технических наук ИИЕТ РАН. Область научных интересов Владимира Леонидовича охватывает когнитивную и социальную историю техники и технических наук, историю отечественной энергетики, научное наследие крупнейших учёных, инженеров, руководителей промышленности, а также историю энергетики, памятники науки и техники.
В январе 1922 года постановлением Президиума ВСНХ создано Московское объединение государственных электрических станций (МОГЭС). В состав треста МОГЭС вошли следующие электростанции: МГЭС-1, Трамвайная, Электропередача, Шатурская, Глуховская, Павлово-Посадская и Ореховская. На фотографии Трамвайная электростанция в Москве из архива Музея.
Правда. 1920 № 247.
Председатель Государственной комиссии по электрофикации России инженер Кржижановский в беседе с нашим сотрудником сообщил следующие данные о работе этой комиссии: – Государственная комиссия по электрофикации в общем и целом почти уже закончила работу по осуществлению своей первоначальной задачи – подготовке общего плана электрофикации. В этой работе принимало участие более 100 электротехников и других выдающихся технических сил. Изучив стоящие перед нами задачи, мы пришли к выводу о необходимости и возможности в ближайший 10-летний срок построить не менее 27 крупных электрических станций для Европейской России и трех таких же станций для Западной Сибири и Туркестана. 27 станций должны быть мощностью в 1,5 млн кВт, из которых 500 тыс. за счет водной и 1 млн – за счет тепловой энергии. […] В 1914 г. была создана первая крупная электрическая станция Электропередача и большие электрические станции в Москве и в Петрограде, которые носили уже европейский характер. Электрофикация намечалась еще до войны, и, значит, в идее электрофикации нет ничего нового, но, несомненно, для нас в этом деле новое заключается в том, что значительно изменились к лучшему условия развития электрофикации. Тот капитализм, который порождал электрофикацию в России, он же ей и мешал, так как при сохранении частной собственности на землю нельзя было рассчитывать на широкое использование водопадов и на постройку обширной сети электрических станций. […] Нам пришлось обратить особое внимание на транспортную проблему. Дело в том, что у нас главное топливо нефть и каменный уголь, расположены на окраинах, откуда его приходится доставлять в потребляющие губернии на расстоянии 2–3 тыс. верст. Потребляющим губерниям приходится добывать хлеб также, главным образом, из окраинных черноземных губерний. При таких условиях ясно, что всякая разруха транспорта у нас сопряжена с одновременным топливным и продовольственным кризисами. Поэтому в первую очередь нами и должно было быть обращено внимание на транспортный кризис. С этой целью нами была выделена особая группа специалистов, работающих над вопросом об электрофикации ж. д. Они произвели обширные работы, на основании которых комиссия пришла к выводу, что необходимо путем электрофикации транспорта разрешить 2 основные задачи: в направлении меридиальном – электрофицировать Московско-Курскую ж. д. с ее разветвлениями в западный конец Донецкого района, а в широтном направлении разрубить ж.-д. пробки, которые создаются в ж.-д. сети в Южно-Донецкой области, и связать эту область электрическим транспортом через станцию «Белую Калитву» с Царицыным, давши выход донецкому антрациту в бассейн Волги. Не упуская из виду план широкой электрофикации, мы обращаем большое внимание, напрягая все усилия, чтобы упорядочить, организовать и фактически обобществить все существующие электрические установки. Таким образом, мы подходим вплотную к наиболее широкому использованию электрических станций, уничтожаем разделение их на станции общественного пользования и частные, оцениваем их по признаку экономическому, связываем станции в одно хозяйственное целое и создаем основу единого государственного электрического хозяйства. Из программы большой электрофикации нами сейчас производятся следующие работы. Значительно расширена единственно большая районная станция, оставшася нам в наследие от довоенной эпохи, а именно государственная электрическая станция Электропередача. На ней поставлена новая турбина в 5000 кВт, новые большие паровые котлы и соответствующее механическое оборудование. Мощность этой станции в настоящее время составляет 20 тыс. кВт, против прежней первоначальной мощности в 10 тыс. кВт. Одновременно здесь же в широком масштабе были произведены опыты механизации добычи торфа по так называемому гидравлическому способу, причем результаты этих опытов в 20-му году показали, что мы вправе ожидать в ближайшем будущем решительной реорганизации в области торфодобывания. Одновременно произведены большие работы по сооружению Шатурской государственной станции на торфяных залежах, причем там закончена первая опытная ячейка будущей районной станции в 5000 кВт и в значительной мере подвинуты вперед торфяные разработки и работы по оборудованию поселков, фабричного, станционного и торфяного. Вместе с тем ведутся усиленным темпом работы по сооружению Каширской районной электрической станции. […] Можно надеяться, что в 12–18 месяцев эта станция будет закончена. Кроме этих трех станций, приступлено к подготовительным работам по целому ряду других намеченных к постройке станций. […]
11 января 1926 года Постановлением Президиума ВСНХ Шатурская и Каширская ГРЭС были включены в состав Московского объединения государственных электрических станций (МОГЭС). На фотографии — значок "70 лет МОГЭС" из собрания Эрмитажа.
За последние дни в Москве были зафиксировали самые низкие температуры с начала зимы, а в некоторых районах Московской области температура опускалась даже ниже -30°С! А вы знали, что 20 января 2006 года в московской энергосистеме был зафиксирован абсолютный максимум потребления мощности – 16 840 МВт при среднесуточной температуре наружного воздуха -26,7°С? Для обеспечения устойчивости энергосистемы на электростанциях «Мосэнерго» в январе и феврале 2006 года вводился режим мобилизации мощности. На всех электростанциях были сформированы штабы управления объектами, ежедневно проводились заседания оперативного штаба «Мосэнерго» по координации работы электростанций в условиях низких температур наружного воздуха.
10 января 1920 г.
Мих. Горев
Вечерние известия Московского Совета Рабочих и Красноармейских Депутатов:
Ежедневная газета. 1920 № 439.
Москва переживает острый топливный кризис. Из-за отсутствия электрического тока остановился целый ряд необходимейших для населения фабрик и предприятий; в отношении освещения Москва разделена на шесть очередей, из коих четырем дают свет через день по очереди, от 6 до 10 ч вечера.
На рынке полное отсутствие каких бы то ни было осветительных материалов. За фунт разбавленного водой керосина приходится платить 400-500 руб., почти ту же сумму дерут на Сухаревке и за обыкновенную стеариновую свечу. Такие деньги шутя может платить спекулянт, но эти суммы абсолютно не по карману рядовому московскому обывателю, в особенности советским сотрудникам, ведущим сейчас полуголодное существование и еле сводящим концы с концами.
Продуктивность работы в советских учреждениях еще более понизилась. Большинство ответственных советских сотрудников в последнее время буквально работали за четверых, часто до глубокой ночи, исполняя на дому срочную и имеющую государственное значение работу. Теперь они сидят дома, по углам, в кромешной тьме.
И в этот как раз момент общего бедствия, проходя мимо Иверской или мимо иных молитвенных домов, не трудно видеть, как в толстых массивных подсвечниках перед «мощами» или перед «чудотворными иконами» пожаром пылают сотни восковых свечей, сгорая непродуктивно и совершенно бессмысленно. […] За 3-копеечную восковую свечу более богатые церковники, например, у Иверской, взимают уже по 25 руб., если же вы, однако, пойдете за той же свечой к Благовещению, на Тверской, или к Пимену, за нее вы уплатите только 15–10 руб. […]
Единственный вывод, который логически только и можно из сказанного сделать: в домах, предназначенных для молитвы, – под флагом религии идет сейчас безбожная и бессовестная спекуляция восковыми свечами. Эти свечи, вместо бессмысленного сжигания их в храмах, было бы правильнее использовать для общеполезных целей республики.
В настоящее время, в момент переживаемого населением острого кризиса с осветительными материалами, снабжение свечами храмов, часовен и молитвенных домов должно быть прекращено. Свечи, поступавшие раньше на цели религиозного культа, должны быть распределены между трудящимися. Эта мера по существу удовлетворит, конечно, очень немногих и далеко не явится в осветительном вопросе панацеей всех бед. Соглашаемся с тем, что в борьбе за свет это будет всего лишь каплей в море, как каплей в море в борьбе с надвинувшимся холодом является, например, снос на топливо деревянных домов.
Коммунистический труд : Орган Московского Комитета Р.К.П. и Московского Совета Р. и К. Д. 1920 № 170.
12 октября в 12 ч ночи прибыл в Москву на Николаевский вокзал электропоезд, построенный по системе И.И. Махонина. Поезд вышел из Петрограда того же дня 12 октября в 8 ч 15 мин утра, причем сделал всего 5 остановок, из них наиболее продолжительные остановки были на станции М.-Вишера, Бологое и Тверь. Одно непредвиденное обстоятельство, как порча в пути одного из подшипников, заставило сделать незначительный ремонт, занявший, однако, около 1,5 часа. Электропоезду удалось сделать расстояние без остановок до 150 верст. Все расстояние от Петрограда до Москвы им было сделано при одной зарядке, и таким образом был побит мировой рекорд, так как до сих пор электропоезда, построенные в Германии, делали пролет только в 350 верст при одной зарядке.
Электропоезд построен в Петрограде на Балтийском судостроительном заводе под руководством самого Махонина. Поезд состоит из трех моторных вагонов и трех тендерных вагонов. На первых помещаются электромоторы, а на вторых аккумуляторы необыкновенно сильной мощности.
Вагоны Пульмановские, вмещающие до 80 человек в каждом, кроме того, к поезду прицеплен спальный вагон обыкновенного типа. Поезд пользуется электроэнергией из аккумуляторов, находящихся на трех тендерных вагонах. Зарядка поезда производится в течение 9 часов. Средняя скорость поезда в Москву равнялась 60 верст в час.
На фотографии первый электропоезд, 1910 год
29 декабря 1920 года VIII Всероссийский съезд Советов одобрил Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО). К 100-летию плана в Мосэнерго была выпущена книга "ГОЭЛРО: ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ. Московский регион. 1920–2020". Предлагаем Вам ознакомиться с изданием на сайте Музея.
Выражаем благодарность Татьяне Анатольевне Якуниной за передачу в Музей Мосэнерго ценного архива фотографий, документов и медалей своего отца — энергетика, инженера и изобретателя Анатолия Сергеевича Якунина. С подробной биографией Анатолия Сергеевича можно ознакомиться на сайте Музея. Если у Вас есть информация о родственниках, работавших в Мосэнерго, мы всегда будем рады дополнить архив Музея и опубликовать материалы на нашем сайте!
Сегодня свой юбилей отмечает ТЭЦ-27. Самой молодой электростанции Мосэнерго исполнилось 30 лет! ТЭЦ-27 обеспечивает теплом и электроэнергией более миллиона потребителей Северного и Северо-Восточного округов столицы, а также города Мытищи. В декабре 1992 года были введены первые водогрейные котлы ТЭЦ-27. Первый энергоблок станции начал работу в 1996 году, второй – в 1998 году. Большим достижением ТЭЦ-27 в те годы стала автоматизированная система управления электростанцией, разработанная с участием коллектива предприятия. Эта разработка была удостоена премии Правительства Российской Федерации 1997 года в области науки и техники! В 2007 году на ТЭЦ-27 был введен в эксплуатацию первый в Московской энергосистеме парогазовый энергоблок установленной мощностью 450 МВт, в 2008 году – еще один энергоблок ПГУ-450. Поздравляем коллектив ТЭЦ-27! Крепкого здоровья, благополучия, надежной и интересной работы!
Начало | Пред. | 28 29 30 31 32 | След. | Конец