Коллекция инженера Вадима Гульденбалька из архива Мосэнерго на выставке «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО»
На выставке «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО» в Музее Москвы (10 августа – 24 октября) представлена уникальная коллекция фотографий линий электропередачи инженера Вадима Владимировича Гульденбалька, которая была передана в Музей Мосэнерго и энергетики Москвы его родственниками. В.В. Гульденбальк был инженером МОГЭС в 1920-1930-е годы, а после – заместителем главного инженера треста «Волгоэлектросетьстрой». Принимал участие во многих стройках электростанций, в частности в строительстве Угличской и Рыбинской ГЭС. Руководил строительством ЛЭП Рыбинск – Москва. С декабря 1941 года работал в Уралэнергострое. В.В. Гульденбальком были опубликованы многие труды по сооружению линий электропередачи, а в своих воспоминаниях инженер описал ход строительства ЛЭП в годы ГОЭЛРО. Планом электрификации страны предусматривалось строительство широкой сети магистральных ЛЭП для связи потребителей и новых мощных районных электростанций. В экспозиции в зоне «Линии» представлены фотографии разных видов опор из архива инженера, изоляторы и другие элементы ЛЭП, а также отражение образа линий электропередачи в искусстве авангарда. Архитектурные графические фантазии Якова Чернихова, фотографии Александра Родченко, кадры из фильмов эпохи авангарда раскрывают новую промышленную эстетику ЛЭП, которая уже более столетия является неотъемлемой частью нашей жизни.
Воспоминания В.В. Гульденбалька:
«С первыми лучами майского солнца по всей набережной Москвы-реки, от Москворецкого моста до Крутицкого холма, закипела работа. Вынимался грунт из котлованов для установки металлических подножников и сооружения бетонных фундаментов под опоры на насыпи набережной, тогда еще земляной, замощенной булыжником и поросшей травой. Вместе с землей из котлованов извлекались слои старых Московских булыжных мостовых XIX века, а на Котельнической набережной на глубине двух метров даже были обнаружены полусгнившие остатки деревянной мостовой-лежневки XVII века. Кое-где на Гончарной набережной в котлованах попадались остатки деревянного московского водопровода Екатерининских времен. В районе Краснохолмского моста нижние слои грунта были перемешаны с плывунами. В целях укрепления основания под бетонные фундаменты для обоих переходных опор были запроектированы железобетонные сваи».
«Разве можно было тогда, в 1924 году, себе представить, что через двадцать восемь лет от Химкинского порта будут уходить большие теплоходы по маршруту Москва-Ростов-на-Дону и что Цимлянское море их будет встречать настоящими, "по-морскому" штормовыми ветрами. К концу лета 1924 года почти все фундаменты под опоры на набережной реки-Москвы были закончены. Начиная с августа месяца завод «Парострой» в Ленинской слободе, где были заказаны металлические опоры для Московского участка линии электропередачи, стал выдавать конструкции изготовленных опор. На тройках лошадей с площадки завода секции опор доставляли к берегу реки Москвы, грузились комплектами для каждого пикета на специальные шаланды и буксирными пароходами доставлялись по воде на трассу линии электропередач».