Электрозаграждения

Электрозаграждения
20.07.2023 10:09:00
Одним из самых выдающихся военно-инженерных достижений Великой Отечественной войны является строительство в 1941 году под Москвой системы электрозаграждений, в котором принимали участие специалисты Мосэнерго. 
Электризация наземных препятствий известна ещё со времен Первой Мировой войны. В СССР в середине 1930-х годов три института проводили работы с целью создания «непроходимых зон при помощи электризации почвы» – Харьковский электротехнический институт (ХЭТИ), Военно-электротехническая академия (ВЭТА) и Научно-исследовательский институт инженерной техники РККА (НИИТ). ВЭТА и НИИТ вели разработку на принципе изоляции почвы, первая – резиной, второй – смесью битума и гудрона, а Харьковский институт – на принципе «голого провода». Причем в Харькове пытались разработать способы снижения необходимой мощности до параметров передвижных электрических станций. К началу войны система электризации почвы так и не была полностью разработана. И, тем не менее, отдельные недостатки и недоработки не отменяли, по мнению военных инженеров, «в целом … целесообразности устройства, как электрических наземных препятствий, так и электризованных участков почвы как элементов системы оборонительных сооружений». 
В июле 1941 года, после того, как советские войска оставили Смоленск, ГКО принял решение о строительстве оборонительного рубежа на дальних подступах к Москве – Можайской линии обороны протяженностью 220-230 км. В строительстве электрозаграждений участвовало около 150 специалистов из Мосэнерго – инженеров, кабельщиков, высоковольтников. На рубеже в 140 км были построены 35 подземных трансформаторных подстанций, созданы электроминные управляемые и неуправляемые поля. Строительство первой очереди пояса электрозаграждений было завершено к 25 сентября 1941 года. 
На фотографии из архива Музея Мосэнерго Схема электрозаграждений по переднему краю третьего рубежа обороны 42 армии, обслуживаемых 13-м электротехническим батальоном.


Другие новости