Новое на сайте
В здании Мэрии Москвы на Тверской улице открылась выставка к 150-летию выдающегося советского партийного и государственного деятеля Петра Гермогеновича Смидовича (1874–1935). В 1912–1917 годах Петр Гермогенович работал на ГЭС-1 инженером, а после Октябрьской революции на протяжении нескольких лет занимал руководящие должности в городских органах власти – был председателем Моссовета, Московского губернского совнархоза, возглавлял Московский отдел народного образования. В экспозиции представлены фотографии П.Г. Смидовича, интересные факты его биографии, а также фото и информация о ГЭС-1, носящей его имя уже более 100 лет.
7 и 8 сентября столица отмечает 877-летие. Компания Мосэнерго играет ключевую роль в жизнеобеспечении мегаполиса. Производит электроэнергию и тепло для миллионов его жителей. Обеспечивает надежную и эффективную работу ТЭЦ и котельных. Вносит ощутимый вклад в улучшение экологии Москвы. А на сайте Музея вы можете узнать, как развивалась московская энергетическая система. С праздником, дорогие москвичи!
Современная жизнь немыслима без бытовых приборов и гаджетов, машин, освещения и любой технологической инфраструктуры, работающей на электрическом токе. Однако когда-то электричество воспринималось как волшебство. Как развивалась энергетика столицы? Какой путь она проделала с конца XIX века до наших дней? Когда и по чьей инициативе был создан Музей Мосэнерго, что можно увидеть в его экспозиции? Ответы на эти вопросы — в фоторепортаже РИА Недвижимость.
3 сентября (по новому стилю) 1880 года электрическую силу впервые использовали в России для движения вагонов по рельсам. Вагон двигался со скоростью 36 км/ч, а внутри находилось 40 пассажиров. Газеты тогда сообщали: «...в Санкт-Петербурге, на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, г. Пироцким первый раз в России двинут вагон электрической силою, идущей по рельсам, по которым катятся колеса вагона». Для этого опыта был использован вагон, переделанный из вагона конки с империалом. До перехода на электрическую тягу конка (конно-железная городская дорога) была самым распространенным видом рельсового общественного транспорта. Наиболее распространённой областью применения конки был городской транспорт; таким образом, конка была предшественником электрического трамвая. Конка представляла собой открытый или чаще закрытый экипаж, иногда двухэтажный с открытым верхом (империал). Вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей, управляемая кучером. На фотографии из Национального музея Республики Татарстан можно рассмотреть как выглядела конка.
1 сентября 1888 года была учреждена контора Московского отделения «Общества электрического освещения». Первым заведующим административными делами назначен М.О. Альберт. Альберт Матвей Осипович был служащим на одном из предприятий С.И. Мамонтова (по неподтвержденным данным был зятем Мамонтова: устанавливал электричество в его доме, где познакомился с одной из его родственниц, крестился по настоянию Мамонтова, и в качестве приданного получил огромное состояние). По другим сведениям, жена М.О. Альберта была из рода московских купцов Алексеевых. С 5 марта 1887 года Матвей Осипович был агентом «Общества электрического освещения» в Москве по приему заявлений от лиц, желающих пользоваться электрическим освещением.
В годы Великой Отечественной войны, в августе 1941 года, проведен демонтаж энергетического оборудования Мосэнерго и его эвакуация на Урал и в Сибирь. Вместе с оборудованием на восток отправляли всю техническую документацию, чертежи, инструкции и специалистов. Всего в тыл было отправлено около 4 000 вагонов с оборудованием и материалами.
На первом этапе эвакуации производился полный демонтаж основного и вспомогательного оборудования, отправка его в тыл в комплектном виде, что облегчало последующий монтаж и ввод в эксплуатацию.
На втором этапе демонтировалась та небольшая часть оборудования, которая продолжала работать до подхода передовых частей врага. Из-за нехватки времени вывозились лишь самые главные агрегаты – турбины, генераторы, трансформаторы, а также вспомогательное оборудование – моторы, приборы, вентиляторы, дымососы и т.п.
«Оборудование прямо из вагонов, без каких-либо промежуточных перегрузок поступало в машинный зал Безымянской электростанции и шло на монтаж. Опытный бригадир Е.А. Петриченко изготавливал и монтировал циркуляционные трубопроводы к турбине. Приближался срок пуска. В столовую никто не ходил. Горячее питание приносили прямо в машинный зал. Для быстроты схватывания бетона подливка фундаментных плит производилась на глиноземистом цементе. За 20 дней был смонтирован и пущен турбогенератор 25 тыс. кВт». В.П. Банник, Безымянская ТЭЦ.
В августе 1890 года в Царском селе была пущена центральная электростанция переменного тока с сетями на напряжение 2400 В. Электростанция предназначалась для освещения Александровского, Большого Екатерининского и Владимирского дворцов, всех дворцовых построек в Царском Селе, казарм лейб-гвардии Сводного пехотного полка А к 1894 году Царское село стало первым городом Европы, который был целиком освещен электричеством.
В августе 1895 года в городе Ниагара-Фолс, штат Нью-Йорк, США, была запущена Первая в мире промышленная ГЭС Адамса. Эту дату можно считать днем рождения гидроэнергетики, так как, фактически, в этот день была запущена первая энергосистема современного типа. Гидроэлектростанцию назвали в честь финансиста Эдварда Адамса, благодаря которому была разработана и реализована первая коммерческая система передачи переменного тока.
135 лет назад, с 24 по 31 августа 1889 года, в Париже во время Всемирной выставки проходил 2-й Всемирный электротехнический конгресс. В его работе приняли участие 600 специалистов, в том числе П. Кюри, Г. Герц, К. Потье, В. Томсон и С. Томсон, Т. Эдисон, Н. Тесла, Г. Вебер, С. Аррениус, А. Столетов и др. Главным научным событием конгресса была демонстрация Г. Герцем опытов, подтверждающих теорию Максвелла о единстве природы световых и электрических явлений. На конгрессе были приняты следующие единицы: Джоуль, Ватт и десятичная свеча. Всемирная выставка 1889 года проходила в Париже с 6 мая по 31 октября и была приурочена к столетию взятия Бастилии. В качестве входной арки на территорию экспозиции в Трокадеро инженеру Гюставу Эйфелю была заказана знаменитая Эйфелева башня, которую по окончании выставки предполагалось разобрать.
На этой неделе в Музее Мосэнерго проходят экскурсии в рамках Форума-Фестиваля «Территория Москва 2030». Фестиваль, посвященный вопросам развития мегаполиса, урбанистике и инновациям, проходит в Москве с 1 августа по 8 сентября.
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец