Новое на сайте
Название Раушской набережной происходит от ровушек — то есть от рвов, — канав, отводивших воду из пойменных земель Замоскворечья. Они потом были засыпаны в 1835 году. Это подтверждается старым написанием названия — «Роушская». Однако до 1870-х годов название было совсем другим, набережная называлась Заяйцкой — по имени храма св. Николая Чудотворца, на постройку которого собрали средства то ли заморские купцы из Средней Азии, из-за Яика, то ли заяйцкие казаки (жившие за той же рекой Яик, а в Смутное время обосновавшиеся в Москве). Название набережной изменилось в последней трети 19 века, когда стали обустраиваться все московские набережные и построили Устьинский мост. В конце 15 века здесь обосновалась царская Садовническая слобода. В конце 19 века вместо двухэтажных лавок и небольших усадеб здесь стали появляться многоэтажные доходные дома и промышленные сооружения. В 1897 году на Раушской набережной была построена первая московская электростанция. В 1907 году она была перестроена, а в 1930-х прошла реконструкцию, обросла модными конструктивистскими корпусами, получила сверхмощные турбины и с тех пор безотказно работает, питая электричеством Кремль и ряд московских предприятий. На данный момент практически весь речной фасад Раушской набережной занят корпусами Мосэнерго: корпуса 1930-х годов стоят вплотную к корпусам конца 1990-х, потому с Раушской набережной совершенно невозможно заглянуть внутрь квартала. На Раушскую выходят спрятанные во дворе жилого дома уникальные палаты 17 века — случайно раскрытые реставраторами в середине 1990-х годов. Рядом находится дом причта и храм св. Николая Чудотворца — по которому набережная получила некогда свое первое название. Конечно, самый старый храм не сохранился, тот, который мы видим сегодня, был построен в 1754 году по проекту архитектора Ухтомского. Эти три здания не очень-то известны туристам, однако, местные краеведы считают их московскими жемчужинами.
6 ноября 1920 года В.И. Ленин знакомится с материалами ГОЭЛРО: докладной запиской председателя ГОЭЛРО Г.М. Кржижановского «Состояние работ Государственной комиссии по электрификации России», брошюрой «Основания проекта электрификации Северного района», корректурой статьи «План электрификации Волжского района», тезисами инженера-электрика Б.Э. Стюнкеля «Положение страны в смысле обеспечения потребности в топливе, сырье, продовольствии и рабочей силе в связи с вопросами электрификации», тезисами электротехника К.А. Круга, картами и др. Ленин делает пометки и подчеркивания в тексте докладной записки Кржижановского. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 42. с. 7–8, 31; ЦПА ИМЛ, ф. 2, оп. 1, дд. 16245, 16246, 16589, 25809
Вырезка из газеты Правда. № 247 от 4 ноября 1920 года Электрофикация Сов. России. (Беседа с инж. Кржижановским). Председатель Государственной комиссии по электрофикации России инженер Кржижановский в беседе с нашим сотрудником сообщил следующие данные о работе этой комиссии: – Государственная комиссия по электрофикации вобщем и целом почти уже закончила работу по осуществлению своей первоначальной задачи – подготовке общего плана электрофикации. В этой работе принимало участие более 100 электротехников и других выдающихся технических сил. Получив стоящие перед нами задачи, мы пришли к выводу о необходимости и возможности в ближайший 10-летний срок построить не менее 27 крупных электрических станций для Европейской России и трех таких же станций для Западной Сибири и Туркестана. 27 станций должны быть мощностью в 1 ½ киловатт, из которых 500 тыс. за счет водной и 1 млн – за счет тепловой энергии. В 1918 году была создана первая крупная электрическая станция «Электропередача» и большие электрические станции в Москве и в Петрограде, которые носили уже европейский характер. Электрофикация намечалась еще до войны и, значит, в идее электрофикации нет ничего нового, но, несомненно, для нас в этом деле новое заключается в том, что значительно изменились к лучшему условия развития электрофикации. Тот капитализм, который порождал электрофикацию в России, он же ей и мешал, так как при сохранении частной собственности на землю нельзя было рассматривать широкое использование [водных и земельных ресурсов для постройки] обширной сети электрических станций. […] Нам пришлось обратить особое внимание на транспортную проблему. Дело в том, что у нас главное топливо, нефть и каменный уголь, расположены на окраинах, откуда его приходится доставлять в потребляющие губернии на расстоянии 2–3 тыс. верст. Потребляющим губерниям приходится добывать хлеб также, главным образом, из окраинных черноземных губерний. При таких условиях ясно, что всякая разруха транспорта у нас сопряжена с одновременным топливным и продовольственным кризисами. Поэтому в первую очередь нами и должно было быть обращено внимание на транспортный кризис. С этой целью нами была выделена особая группа специалистов, работающих над вопросом об электрофикации жел. дор. Они произвели обширные работы, на основании которых комиссия пришла к выводу, что необходимо путем электрофикации транспорта разрешить две основные задачи: в направлении меридиальном – электрофицировать Московско–Курскую ж. д. с ее разветвлениями в западный конец Донецкого района, а в широтном направлении разрубить ж. д. пробки, которые создаются в ж. д. сети в Южно-Донецкой области и связать эту область электрическим транспортом через станцию «Белую Калитву» с Царицыным, давши выход донецкому антрациту в бассейн Волги. Не упуская из виду план широкой электрофикации, мы обращаем большое внимание, прилагая все усилия, чтобы упорядочить, организовать и фактически обобществить все существующие электрические установки. Таким образом, мы подходим вплотную к наиболее широкому использованию электрических станций, уничтожаем разделение их на станции общественного пользования и частные, оцениваем их по признаку экономическому, связываем станции в одно хозяйственное целое и создаем основу единого государственного электрического хозяйства. Из программы большой электрофикации нами сейчас производятся следующие работы. Значительно расширена единственно большая районная станция, оставшася нам в наследие от довоенной эпохи, а именно государственная электрическая станция «Электропередача». На ней поставлена новая турбина в 5.000 кВт, новые большие паровые котлы и соответствующее механическое оборудование. Мощность этой станции в настоящее время составляет 20.000 кВт, против прежней первоначальной мощности в 10.000 кВт. Одновременно здесь же в широком масштабе были произведены опыты механизации добычи торфа, по так называемому гидравлическому способу, причем результаты этих опытов в 20 году показали, что мы вправе ожидать в ближайшем будущем решительной реорганизации в области торфодобывания. Одновременно произведены большие работы по сооружению Шатурской государственной станции на торфяных залежах, при чем там закончена первая опытная […] будущей районной станции в 5.000 кВт и в значительной мере подвинуты вперед торфяные разработки и работы по оборудованию поселков фабричного, станционного и тофяного. Вместе с тем ведутся усиленным темпом работы по сооружению Каширской районной электрической станции. […] Можно сказать, что в 12–13 месяцев эта станция будет закончена. Кроме этих трех станций приступлено к подготовительным работам по целому ряду других намеченных к постройке станций. […]
85 лет назад, 2 ноября 1937 года, рубиновые звезды впервые зажгли на пяти башнях Московского Кремля — к 20-летию Октябрьской революции. Навершия шпилей Спасской, Троицкой, Боровицкой и Никольской башен меняли трижды: с XVII века их украшали двуглавые орлы, которых сменили в 1935 году звезды с уральскими самоцветами. Через год драгоценные камни потускнели, а изделия оказались слишком большими для архитектурного ансамбля. Вместо них установили звезды из рубинового стекла. Тогда же число увенчанных башен увеличилось с четырех до пяти. С 2014 года проводятся работы по их замене на современную систему освещения. Подробнее об истории и особенностях рубиновых звезд — в нашей инфографике. #ТАСС_Инфографика
Программа ПАО «Газпром» «Газпром — детям» вышла в финал Международной Премии #МЫВМЕСТЕ 2022.До 5 ноября идет открытое голосование, и любой желающий может принять в нем участие.Проект «Газпром — детям» направлен на создание условий для гармоничного интеллектуального, духовного и физического развития подрастающего поколения. Для этого в России и странах ближнего зарубежья возводятся современные спортивные объекты — физкультурно-оздоровительные комплексы, футбольные и баскетбольные площадки, ледовые арены и другие важные объекты. Проект реализуется в 73 российских регионах. В 2007 году было построено 206 объектов, к концу 2021 года эта цифра выросла до 1 943 объектов. Во многих населенных пунктах дети и подростки впервые получили возможность заниматься спортом в комфортных условиях. Сегодня на объектах занимается более 130 тыс. человек. В 2021 году введены в эксплуатацию 84 объекта — спортивных и общеобразовательных пространств.https://dobro.ru/project/10049693
Начинаем серию публикаций к юбилею старейшей действующей электростанции России - ГЭС-1. История станции = история Москвы.
Стартовала отраслевая олимпиада школьников «Газпром». Это хороший опыт для ребят, планирующих профессиональный путь в нефтегазовой отрасли. А еще – возможность получить дополнительные баллы при поступлении, стать кандидатом на целевое обучение. Принять участие могут ученики 9-11 классов, и даже те, кто учится в 8-м, но уже хочет попробовать свои силы в программе для девятиклассников. Олимпиада проводится по шести предметам: – математика, – физика, – химия, – информационные и коммуникационные технологии, – экономика, – инженерное дело. Отборочный тур будет проходить онлайн до 15 января 2023. Заключительный тур состоится в очном формате на площадках вузов-организаторов и «Газпром-классов» в период с февраля по март 2023 года. Страница олимпиады – vk.com/olymp_gazprom
27 октября 1920 года В.И. Ленин присутствует (с 21 часа, Кремль, Митрофаньевский зал) на докладе инженера Р.Э. Классона о гидравлическом способе добычи торфа и просмотре первого советского производственного фильма «Гидроторф», демонстрирующего работу гидравлического торфососа на Шатурских торфяных болотах и в Богородске. После просмотра фильма Ленин дает ему положительную оценку и вместе с тем указывает на необходимость переделки ряда кадров фильма, одобрительно отзывается о пояснениях, которые давал режиссер-оператор фильма Ю.А. Желябужский. Ленин участвует в состоявшемся после просмотра фильма обмене мнениями представителей Главторфа и Основной транспортной комиссии по поводу изобретения Р.Э. Классона. «Этот обмен мнений показал, – писал Ленин на следующий день в письме председателю ВСНХ А.И. Рыкову и председателю Главторфа И.И. Радченко, – что руководители Главторфа вполне согласны с изобретателем насчет важного значения этого изобретения. Во всем деле восстановления народного хозяйства РСФСР и электрификации страны механизация добычи торфа дает возможность пойти вперед неизмеримо более быстро, прочно и более широким фронтом».
26 октября в Музее Мосэнерго состоялась презентация книги «Прорыв. Московская энергетика. Хроника на фоне эпохи». В мероприятии приняли участие сотрудники Каширской и Шатурской электростанций, института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова, а также представители Квартиры Г.М. Кржижановского, Музея Транспорта Москвы, Музея «Огни Москвы», Политехнического музея, Музея обороны Москвы, Музея транспорта газа, Музея МАРХИ Автор книги Григорий Леонидович Андреев подробно рассказал о трех томах уникального издания – «ГОЭЛРО» (1920–1929), «Индустриализация» (1930–1934), «Догнать и перегнать» (1935–1941), в которых через призму газетных и журнальных статей того времени отражена история московской энергетики с конца 1917 года до начала Великой Отечественной войны. В книге представлены свидетельства очевидцев и непосредственных участников невероятного процесса превращения разрушенной, полуголодной России 1920-х годов в крупнейшую индустриальную державу мира, превосходившую в то время по темпам развития США и страны Европы. В ближайшее время книга станет доступна к изучению во многих музеях и библиотеках. Благодарим за интерес к истории энергетики и к сохранению наследия нашей страны!
За что агитационный фарфор так ценят коллекционеры? Во-первых, над его дизайном трудились лучшие художники своего времени (В. Кандинский, К. Малевич, С. Чехонин, Н. Суетин и др.), во-вторых, за оригинальность сюжетов и необычность лозунгов и, наконец, за узнаваемость уже признанных течений русского авангарда. Агитфарфор давно стал ценным предметом коллекционирования, интерес к этому «белому золоту» не угасает до сих пор. На выставке «К 100-летию образования СССР: Чичерин и советская дипломатия» вы можете увидеть замечательные фарфоровые изделия из собрания Музеев Московского Кремля.
Начало | Пред. | 32 33 34 35 36 | След. | Конец