Новое на сайте
24 января 1878 года родился выдающийся ученый-энергетик – Глеб Максимилианович Кржижановский. Его послужной список велик. Работал монтером, инженером, заведующим кабельной сетью «Общества электрического освещения 1886 года». Вошел в историю как председатель Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО), первый председатель Госплана, основатель и директор Энергетического института АН СССР. В архиве музея сохранилось уникальное благодарственное письмо рабочих «Общества электрического освещения 1886 года», в котором они отзываются о своем руководителе как о профессионале своего дела.
Белькинд Лев Давидович (1896–1969 гг.) – российский ученый, один из основоположников отечественной светотехники, специалист в области истории электротехники, профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Окончил в 1919 г. Харьковский технологический институт, с 1923 г. он ведущий инженер промышленного отдела Главэлектро ВСНХ. В 1926 г. участвует в разработке первой серии осветительных приборов, которые стали изготавливаться отечественной промышленностью, а в 1930 г. он назначен техническим директором завода «Электросвет». С 1933 г. он профессор кафедры светотехники МЭИ, которую возглавлял в течение 17 лет. В 1934 г. вышла книга Л.Д. Белькинда «Электрические осветительные приборы ближайшего действия». В 1946 г. был создан курс «Теоретические основы светотехники». Л.Д. Белькинд был одним из организаторов и первым деканом нового в МЭИ электрофизического факультета. Он основатель и главный редактор (с 1932 по 1938 г.) журнала «Светотехника»; под его редакцией было издано 12 иностранно-русских политехнических словарей. Л.Д. Белькинд также был основателем и в течение 15 лет (с 1947 г.) руководителем кафедры истории техники МЭИ. Он возглавлял авторский коллектив первого в нашей стране учебника «История энергетической техники». Им написаны монографии о многих выдающихся отечественных и зарубежных электротехниках, получившие широчайшее признание.
Выражаем благодарность Ложкиной Ларисе Ивановне, руководителю Московского отделения Службы Розыска Информационного Поискового Центра «ИНФОРМБЮРО» за передачу в архив Музея Мосэнерго фотографий и документов о Кулешове Александре Ефремовиче, электросварщике ремонтно-механического цеха ГЭС-1 им. П.Г. Смидовича, погибшего в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. Служба Розыска принимает участие в поисковых экспедициях, ведет поиск родственников солдат, останки которых обнаружены и опознаны поисковыми отрядами.
При настоящих тяжелых условиях работа в области благоустройства Москвы, несмотря на большие усилия и затраты со стороны МКХ, мало заметна московскому населению, вообще, и рабочим – в частности. Ни в области ремонта путей сообщения, ни в области очистки Москвы от мусора и нечистот значительных результатов, ощутимых для всего населения столицы, достигнуть в силу общей бедности, испытываемой МКХ, – не удалось. Но есть одна работа по благоустройству Москвы, которая должна быть известна и ощутима всему населению – это уличное освещение.
Наружное освещение Москвы стало заметно развиваться с 1911 г. и с каждым годом принимало все более широкие размеры. В 1914 г. московские улицы и проезды освещались следующим количеством световых фонарей: электрических 649 дуговых ламп, электрических 3358 ламп накаливания, газовых однорожковых и многорожковых 7806, керосиновое освещение 8400.
С каждым годом технического усовершенствования уличное освещение подвигалось вперед, и число электрических и газовых источников света возрастало, а керосиновое сокращалось, и за один 1914 г. это сокращение выразилось в 1420 ламп.
В январе 1975 года ТЭЦ-25 приказом министра энергетики и электрификации СССР была введена в число действующих предприятий Мосэнерго. ТЭЦ-25 расположена на территории Западного административного округа города Москвы, это одна из крупнейших ТЭЦ в составе Мосэнерго. Электростанция обеспечивает электрической и тепловой энергией промышленные предприятия, жилые дома и объекты социальной сферы запада и юго-запада Москвы.
Сегодня Музей Мосэнерго и энергетики Москвы посетили ученики школы Лексис из города Лосино-Петровский. Ребята из кружка по робототехнике познакомились с историей электрификации, изучили работу электростанции, посмотрели мультфильм и 3Д ролик о работе оборудования!
Предлагаем Вам прочитать статью о Владимире Леонидовиче Гвоздецком, которая вышла в прошлом году к 80-летнему юбилею ученого в журнале ЭНЕРГЕТИК. Гвоздецкий В.Л. - кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник отдела истории техники и технических наук ИИЕТ РАН. Область научных интересов Владимира Леонидовича охватывает когнитивную и социальную историю техники и технических наук, историю отечественной энергетики, научное наследие крупнейших учёных, инженеров, руководителей промышленности, а также историю энергетики, памятники науки и техники.
В январе 1922 года постановлением Президиума ВСНХ создано Московское объединение государственных электрических станций (МОГЭС). В состав треста МОГЭС вошли следующие электростанции: МГЭС-1, Трамвайная, Электропередача, Шатурская, Глуховская, Павлово-Посадская и Ореховская. На фотографии Трамвайная электростанция в Москве из архива Музея.
Правда. 1920 № 247.
Председатель Государственной комиссии по электрофикации России инженер Кржижановский в беседе с нашим сотрудником сообщил следующие данные о работе этой комиссии: – Государственная комиссия по электрофикации в общем и целом почти уже закончила работу по осуществлению своей первоначальной задачи – подготовке общего плана электрофикации. В этой работе принимало участие более 100 электротехников и других выдающихся технических сил. Изучив стоящие перед нами задачи, мы пришли к выводу о необходимости и возможности в ближайший 10-летний срок построить не менее 27 крупных электрических станций для Европейской России и трех таких же станций для Западной Сибири и Туркестана. 27 станций должны быть мощностью в 1,5 млн кВт, из которых 500 тыс. за счет водной и 1 млн – за счет тепловой энергии. […] В 1914 г. была создана первая крупная электрическая станция Электропередача и большие электрические станции в Москве и в Петрограде, которые носили уже европейский характер. Электрофикация намечалась еще до войны, и, значит, в идее электрофикации нет ничего нового, но, несомненно, для нас в этом деле новое заключается в том, что значительно изменились к лучшему условия развития электрофикации. Тот капитализм, который порождал электрофикацию в России, он же ей и мешал, так как при сохранении частной собственности на землю нельзя было рассчитывать на широкое использование водопадов и на постройку обширной сети электрических станций. […] Нам пришлось обратить особое внимание на транспортную проблему. Дело в том, что у нас главное топливо нефть и каменный уголь, расположены на окраинах, откуда его приходится доставлять в потребляющие губернии на расстоянии 2–3 тыс. верст. Потребляющим губерниям приходится добывать хлеб также, главным образом, из окраинных черноземных губерний. При таких условиях ясно, что всякая разруха транспорта у нас сопряжена с одновременным топливным и продовольственным кризисами. Поэтому в первую очередь нами и должно было быть обращено внимание на транспортный кризис. С этой целью нами была выделена особая группа специалистов, работающих над вопросом об электрофикации ж. д. Они произвели обширные работы, на основании которых комиссия пришла к выводу, что необходимо путем электрофикации транспорта разрешить 2 основные задачи: в направлении меридиальном – электрофицировать Московско-Курскую ж. д. с ее разветвлениями в западный конец Донецкого района, а в широтном направлении разрубить ж.-д. пробки, которые создаются в ж.-д. сети в Южно-Донецкой области, и связать эту область электрическим транспортом через станцию «Белую Калитву» с Царицыным, давши выход донецкому антрациту в бассейн Волги. Не упуская из виду план широкой электрофикации, мы обращаем большое внимание, напрягая все усилия, чтобы упорядочить, организовать и фактически обобществить все существующие электрические установки. Таким образом, мы подходим вплотную к наиболее широкому использованию электрических станций, уничтожаем разделение их на станции общественного пользования и частные, оцениваем их по признаку экономическому, связываем станции в одно хозяйственное целое и создаем основу единого государственного электрического хозяйства. Из программы большой электрофикации нами сейчас производятся следующие работы. Значительно расширена единственно большая районная станция, оставшася нам в наследие от довоенной эпохи, а именно государственная электрическая станция Электропередача. На ней поставлена новая турбина в 5000 кВт, новые большие паровые котлы и соответствующее механическое оборудование. Мощность этой станции в настоящее время составляет 20 тыс. кВт, против прежней первоначальной мощности в 10 тыс. кВт. Одновременно здесь же в широком масштабе были произведены опыты механизации добычи торфа по так называемому гидравлическому способу, причем результаты этих опытов в 20-му году показали, что мы вправе ожидать в ближайшем будущем решительной реорганизации в области торфодобывания. Одновременно произведены большие работы по сооружению Шатурской государственной станции на торфяных залежах, причем там закончена первая опытная ячейка будущей районной станции в 5000 кВт и в значительной мере подвинуты вперед торфяные разработки и работы по оборудованию поселков, фабричного, станционного и торфяного. Вместе с тем ведутся усиленным темпом работы по сооружению Каширской районной электрической станции. […] Можно надеяться, что в 12–18 месяцев эта станция будет закончена. Кроме этих трех станций, приступлено к подготовительным работам по целому ряду других намеченных к постройке станций. […]
11 января 1926 года Постановлением Президиума ВСНХ Шатурская и Каширская ГРЭС были включены в состав Московского объединения государственных электрических станций (МОГЭС). На фотографии — значок "70 лет МОГЭС" из собрания Эрмитажа.
Начало | Пред. | 28 29 30 31 32 | След. | Конец