Новое на сайте
За последние дни в Москве были зафиксировали самые низкие температуры с начала зимы, а в некоторых районах Московской области температура опускалась даже ниже -30°С! А вы знали, что 20 января 2006 года в московской энергосистеме был зафиксирован абсолютный максимум потребления мощности – 16 840 МВт при среднесуточной температуре наружного воздуха -26,7°С? Для обеспечения устойчивости энергосистемы на электростанциях «Мосэнерго» в январе и феврале 2006 года вводился режим мобилизации мощности. На всех электростанциях были сформированы штабы управления объектами, ежедневно проводились заседания оперативного штаба «Мосэнерго» по координации работы электростанций в условиях низких температур наружного воздуха.
10 января 1920 г.
Мих. Горев
Вечерние известия Московского Совета Рабочих и Красноармейских Депутатов:
Ежедневная газета. 1920 № 439.
Москва переживает острый топливный кризис. Из-за отсутствия электрического тока остановился целый ряд необходимейших для населения фабрик и предприятий; в отношении освещения Москва разделена на шесть очередей, из коих четырем дают свет через день по очереди, от 6 до 10 ч вечера.
На рынке полное отсутствие каких бы то ни было осветительных материалов. За фунт разбавленного водой керосина приходится платить 400-500 руб., почти ту же сумму дерут на Сухаревке и за обыкновенную стеариновую свечу. Такие деньги шутя может платить спекулянт, но эти суммы абсолютно не по карману рядовому московскому обывателю, в особенности советским сотрудникам, ведущим сейчас полуголодное существование и еле сводящим концы с концами.
Продуктивность работы в советских учреждениях еще более понизилась. Большинство ответственных советских сотрудников в последнее время буквально работали за четверых, часто до глубокой ночи, исполняя на дому срочную и имеющую государственное значение работу. Теперь они сидят дома, по углам, в кромешной тьме.
И в этот как раз момент общего бедствия, проходя мимо Иверской или мимо иных молитвенных домов, не трудно видеть, как в толстых массивных подсвечниках перед «мощами» или перед «чудотворными иконами» пожаром пылают сотни восковых свечей, сгорая непродуктивно и совершенно бессмысленно. […] За 3-копеечную восковую свечу более богатые церковники, например, у Иверской, взимают уже по 25 руб., если же вы, однако, пойдете за той же свечой к Благовещению, на Тверской, или к Пимену, за нее вы уплатите только 15–10 руб. […]
Единственный вывод, который логически только и можно из сказанного сделать: в домах, предназначенных для молитвы, – под флагом религии идет сейчас безбожная и бессовестная спекуляция восковыми свечами. Эти свечи, вместо бессмысленного сжигания их в храмах, было бы правильнее использовать для общеполезных целей республики.
В настоящее время, в момент переживаемого населением острого кризиса с осветительными материалами, снабжение свечами храмов, часовен и молитвенных домов должно быть прекращено. Свечи, поступавшие раньше на цели религиозного культа, должны быть распределены между трудящимися. Эта мера по существу удовлетворит, конечно, очень немногих и далеко не явится в осветительном вопросе панацеей всех бед. Соглашаемся с тем, что в борьбе за свет это будет всего лишь каплей в море, как каплей в море в борьбе с надвинувшимся холодом является, например, снос на топливо деревянных домов.
Коммунистический труд : Орган Московского Комитета Р.К.П. и Московского Совета Р. и К. Д. 1920 № 170.
12 октября в 12 ч ночи прибыл в Москву на Николаевский вокзал электропоезд, построенный по системе И.И. Махонина. Поезд вышел из Петрограда того же дня 12 октября в 8 ч 15 мин утра, причем сделал всего 5 остановок, из них наиболее продолжительные остановки были на станции М.-Вишера, Бологое и Тверь. Одно непредвиденное обстоятельство, как порча в пути одного из подшипников, заставило сделать незначительный ремонт, занявший, однако, около 1,5 часа. Электропоезду удалось сделать расстояние без остановок до 150 верст. Все расстояние от Петрограда до Москвы им было сделано при одной зарядке, и таким образом был побит мировой рекорд, так как до сих пор электропоезда, построенные в Германии, делали пролет только в 350 верст при одной зарядке.
Электропоезд построен в Петрограде на Балтийском судостроительном заводе под руководством самого Махонина. Поезд состоит из трех моторных вагонов и трех тендерных вагонов. На первых помещаются электромоторы, а на вторых аккумуляторы необыкновенно сильной мощности.
Вагоны Пульмановские, вмещающие до 80 человек в каждом, кроме того, к поезду прицеплен спальный вагон обыкновенного типа. Поезд пользуется электроэнергией из аккумуляторов, находящихся на трех тендерных вагонах. Зарядка поезда производится в течение 9 часов. Средняя скорость поезда в Москву равнялась 60 верст в час.
На фотографии первый электропоезд, 1910 год
29 декабря 1920 года VIII Всероссийский съезд Советов одобрил Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО). К 100-летию плана в Мосэнерго была выпущена книга "ГОЭЛРО: ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ. Московский регион. 1920–2020". Предлагаем Вам ознакомиться с изданием на сайте Музея.
Выражаем благодарность Татьяне Анатольевне Якуниной за передачу в Музей Мосэнерго ценного архива фотографий, документов и медалей своего отца — энергетика, инженера и изобретателя Анатолия Сергеевича Якунина. С подробной биографией Анатолия Сергеевича можно ознакомиться на сайте Музея. Если у Вас есть информация о родственниках, работавших в Мосэнерго, мы всегда будем рады дополнить архив Музея и опубликовать материалы на нашем сайте!
Сегодня свой юбилей отмечает ТЭЦ-27. Самой молодой электростанции Мосэнерго исполнилось 30 лет! ТЭЦ-27 обеспечивает теплом и электроэнергией более миллиона потребителей Северного и Северо-Восточного округов столицы, а также города Мытищи. В декабре 1992 года были введены первые водогрейные котлы ТЭЦ-27. Первый энергоблок станции начал работу в 1996 году, второй – в 1998 году. Большим достижением ТЭЦ-27 в те годы стала автоматизированная система управления электростанцией, разработанная с участием коллектива предприятия. Эта разработка была удостоена премии Правительства Российской Федерации 1997 года в области науки и техники! В 2007 году на ТЭЦ-27 был введен в эксплуатацию первый в Московской энергосистеме парогазовый энергоблок установленной мощностью 450 МВт, в 2008 году – еще один энергоблок ПГУ-450. Поздравляем коллектив ТЭЦ-27! Крепкого здоровья, благополучия, надежной и интересной работы!
В эфире телеканала «Россия – Культура» вышла программа «Наблюдатель. Как зажгла электрификация». Темой программы стал план ГОЭЛРО – государственный план электрификации Советской России, одобренный VIII Всероссийским съездом Советов в декабре 1920 года. В память об этом событии 22 декабря отмечается в нашей стране как профессиональный праздник – День энергетика. Участниками программы стали историк Григорий Андреев, заместитель директора Института российской истории РАН по научной работе, доктор исторических наук Сергей Журавлёв, директор музея «Огни Москвы» Наталья Потапова, заслуженный работник Московской энергосистемы Евгений Чернышёв и ведущий «Наблюдателя» Сергей Соловьев. Кто стоял у истоков ГОЭЛРО, как шла разработка и реализация плана, с какими сложностями столкнулись энергетики в процессе строительства новых энергообъектов – эти и многие другие вопросы были подробно освещены в ходе дискуссии. В рамках программы Григорий Андреев представил книгу «Прорыв. Московская энергетика. Хроника на фоне эпохи». Трехтомник создан по инициативе Клуба ветеранов энергетики Московского региона и издан ПАО «Мосэнерго». В этом уникальном издании отражена история московской энергетики с конца 1917 года до начала Великой Отечественной войны через призму газетных и журнальных статей того времени.
22 декабря 2022 года в филиале Музея современной истории России - экспозиционно-мемориальном отделе «Квартира Г.М. Кржижановского» открылась выставка об истории электрификации Москвы, подготовленная совместно с Музеем Мосэнерго и энергетики Москвы. Именно в этом городе было положено начало первой энергетической системе в России. В экспозиции представлены аутентичные предметы - измерительные приборы, чертежи, детали электростанций, гравюры из альбомов, фотографии, личные вещи пионеров московской энергетики: Роберта Классона, Глеба Кржижановского. Посетители музея увидят, например, как выглядел фрагмент кабеля, который использовался для первого электрического освещения доходных домов, торговых пассажей, театров, улиц. Один из центральных экспонатов - электрифицированная модель «Пассажа Постниковой» - первого коммерческого проекта «Общества электрического освещения 1886 г.», заключенного в Москве. Гости выставки смогут оценить, какое впечатление на посетителей «Первого электрического бала Москвы» производила парадная зала, сияя сотнями лампочек. Отдельного внимания заслуживает интерактивный макет паровой турбины - точная копия с электростанции «Электропередача» 1920-х гг. Этот выставочный проект задуман как интересный рассказ об истории Москвы через развитие ее энергетической системы. Можно будет узнать, как к нам пришел постоянный, а потом переменный ток, какое топливо применяли на электростанциях, кто из знаменитых личностей участвовал в электрификации столицы и многое другое. История электрификации Москвы берет свое начало в середине XIX века, и неразрывно связана с немецкой компанией братьев Сименс, которым, высочайшим указом Его императорского величества Александра III, было позволено заниматься укладкой электрических проводов под землей. Первым большим проектом «Общества электрического освещения 1886 года» был контракт на электрификацию императорского Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Но именно в Москве, в самом начале XX века была заложена основа первой энергетической системы в России.
Сегодня энергетики отмечают профессиональный праздник – День энергетика! Ежедневно энергетики выполняют важные задачи на благо миллионов жителей Москвы и Московской области: создают уют и тепло в домах, обеспечивают бесперебойную работу объектов социальной сферы, промышленности, транспорта, медицинских и образовательных учреждений. В этом году Мосэнерго исполнилось 135 лет. В юбилейном году наша компания вновь показала себя как современная, инновационная, активно развивающаяся. Все успехи и достижения Мосэнерго – в первую очередь результат труда ее сплоченного коллектива. С Днем энергетика!
25 декабря в Музее городского хозяйства Москвы (ВДНХ, павильон №5) отметят День энергетика! Сотрудники Музея Мосэнерго расскажут об истории развития столичной энергетики и о том, как вырабатываются электричество и тепло на ТЭЦ сегодня.
- В 11:00 и 13:00 экскурсии об устройстве современной ТЭЦ
- В 12:00 – лекция об истории электрификации Москвы
- В 13:30 на лекции «Что такое ГОЭЛРО?» расскажут о масштабном проекте электрификации страны, который был реализован более 100 лет назад.
- В 11:30, 12:30 и 13:30 для юных посетителей пройдут мастер-классы по изготовлению световых домиков «ТЭЦ в большом городе».
- Весь день будет работать уникальная историческая фотозона – сделайте памятные фотографии в касках энергетиков разных периодов истории
Начало | Пред. | 29 30 31 32 33 | След. | Конец