Новое на сайте

На сайте Вы можете ознакомиться с очерками о Московской энергосистеме, посмотреть архивные фотографии, найти информацию о своих родственниках, почитать книги Мосэнерго, а также записаться на экскурсию по Музею. Мы будем рады, если Вы поделитесь своими воспоминаниями, материалами или экспонатами — все они станут частичкой истории московской энергетики. Следите за новостями в нашей группе ВКонтакте.

Книга "Помним. Из архива Музея Мосэнерго" под общей редакцией Е.В. Лушпаевой. Редакционная коллегия: Е.Н. Кошелева, С.С. Шандаров, К.Е. Качкин, Т.Р. Осипова, Н.В. Шуленина, Ю.Д. Шуленина. В книге представлены документальные материалы из архива Музея Мосэнерго, рассказывающие о работе энергетиков в годы Великой Отечественной войны. Это тексты выступлений, воспоминания и фотографии непосредственных участников событий тех лет, руководителей Московской энергосистемы и Наркомата электростанций СССР. В книге опубликованы имена погибших работников управления Мосэнерго и московских электростанций ГЭС-1, ГЭС-2, ТЭЦ-8, ТЭЦ-9, ТЭЦ-11 и ТЭЦ-12.

3 октября 1929 года введена в эксплуатацию Краснопресненская ТЭЦ в Москве (позже – ТЭЦ-7 «Трехгорка»). Краснопресненская ТЭЦ снабжала теплом Трехгорную мануфактуру, поселок мануфактуры и поселок имени 1905 года. Одна из старейших электростанций в России, памятник истории и архитектуры. Располагалась в Пресненском районе Москвы. В 1931 году ТЭЦ перестала быть фабричной электростанцией и становится районной электростанцией. Меняется и вид топлива, вместо использования мазута внедряется уголь. В 2012 году выведена из эксплуатации.

В октябре 1920 года Россию посетил английский писатель-фантаст Герберт Уэллс. Во время встречи в Кремле Владимир Ленин с энтузиазмом делился с Гербертом Уэллсом своими идеями относительно плана ГОЭЛРО. Однако известный писатель, известный своим скептицизмом, воспринял этот амбициозный проект как нечто из области фантастики, окрестив его "утопией электрификации". Уэллс выразил свое сомнение в своей книге "Россия во мгле", задаваясь вопросом: "Можно ли представить себе более дерзкий проект в этой огромной стране, населенной неграмотными крестьянами, лишенной источников водной энергии, не имеющей технически грамотных людей, в которой почти угасли торговля и промышленность?". Несмотря на первоначальные сомнения, план ГОЭЛРО получил одобрение VIII Всероссийского съезда Советов в декабре 1920 года. Основная задача этого долгосрочного проекта, рассчитанного на 10-15 лет, заключалась в восстановлении и дальнейшем развитии российской промышленности путем внедрения и широкого использования электроэнергии. Результаты превзошли ожидания: уже к 1926 году была успешно реализована первая часть плана, направленная на восстановление разрушенной энергетической инфраструктуры. К 1931 году все ключевые показатели, заложенные в ГОЭЛРО, были не только достигнуты, но и перевыполнены. Этот новаторский план послужил образцом для последующих советских пятилетних планов. Более того, на основе Комиссии ГОЭЛРО в 1921 году был создан Госплан, первым руководителем которого стал Г.М. Кржижановский.

1 сентября 1980 года в кинотеатрах страны состоялась премьера художественного фильма Геннадия Казанского «Инженер Графтио». Картина была посвящена жизни и деятельности Генриха Осиповича Графтио (1869–1949) — одного из пионеров отечественной гидроэнергетики, академика, инженера-гидростроителя, чьи идеи опередили время. Графтио стал автором смелых и дерзких проектов, многие из которых поначалу казались фантастикой. Однако именно благодаря его труду были реализованы первые крупные гидроэлектростанции, а участие в разработке Плана ГОЭЛРО сделало его имя неотъемлемой частью истории советской энергетики. Фильм «Инженер Графтио» не только рассказывает о судьбе выдающегося учёного, но и напоминает зрителям о том, какой путь прошла наша страна от первых проектов электрификации до мощной энергетической системы, обеспечивающей прогресс и развитие.

30 сентября 1922 года ГЭС-1 присвоено имя П.Г. Смидовича. Кто такой Смидович - читайте в очерке на нашем сайте

25 сентября 1924 года состоялась премьера фильма «Аэлита», признанного классикой кинофантастики. Главный герой фильма инженер Лось отправляется в командировку на Волховскую ГЭС. Фильм снят по мотивам романа Алексея Толстого, посетившего Волховстрой в 1923-м году.

Сегодня состоялась экскурсия в Музей Мосэнерго для студентов РУДН имени Патриса Лумумбы, обучающихся по направлению «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств». Будущие инженеры познакомились с работой современного оборудования и узнали об истории Мосэнерго.

24 сентября 1909 года на свет появился выдающийся советский ученый, чье имя навсегда связано с развитием электроэнергетики. Александр Дмитриевич Дроздов (1909–1979) стал основоположником целого научного направления – "Релейная защита и диагностика электроэнергетических систем". Профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники России, он более четырех десятилетий посвятил руководству кафедрой "Электрические станции" в Новочеркасском политехническом институте, став настоящим наставником для многих поколений инженеров. Путь Александра Дмитриевича в науку начался после окончания Ростовского индустриального техникума в 1931 году. Его направили работать в "Ростовэнерго", где, будучи студентом Новочеркасского политехнического института, он одним из первых применил автоматику повторного включения линий. Это новшество значительно повысило надежность электроснабжения потребителей. В 1936 году, не прерывая производственной деятельности, он завершил обучение на энергетическом факультете НПИ и поступил в аспирантуру. Параллельно он начал свою преподавательскую карьеру, сначала в качестве ассистента, а затем старшего преподавателя кафедры "Электрооборудование центральных электрических станций" (ЭОЦЭС). Уже в 1937 году он возглавил эту кафедру. В предвоенные годы научные интересы Дроздова были сосредоточены на разработке теории реле с двумя подводимыми токами. Результаты этих исследований легли в основу его кандидатской диссертации "Общая теория и основные принципы применения реле с двумя действующими токами", успешно защищенной в 1939 году в Московском энергетическом институте (МЭИ). В 1940 году Александр Дмитриевич получил звание доцента. Период Великой Отечественной войны принес новые испытания. В 1941–1942 годах он работал в научно-исследовательском институте по ремонту оружия, а в 1942–1943 годах преподавал в Томском политехническом институте, где обучались студенты эвакуированного НПИ. В мае 1943 года Дроздов вернулся в Новочеркасск и возобновил свою работу на кафедре ЭОЦЭС. Эта кафедра впоследствии неоднократно меняла свое название, становясь кафедрой "Электрические станции, сети и системы", а затем – кафедрой "Электрические станции". Александр Дмитриевич оставался ее бессменным руководителем до конца своей жизни. Значительным этапом в научной карьере стало присвоение ему докторской степени. В 1957 году в МЭИ он успешно защитил докторскую диссертацию на тему "Магнитные трансформаторные реле переменного тока для защиты электросистем". К этому времени он уже активно участвовал в работе Комиссии по релейной защите Государственного комитета по науке и технике СССР. В период с 1958 по 1963 годы, совместно с Ю.И. Каринским, Александр Дмитриевич исследовал и разработал методы защиты линий и блоков "линия-трансформатор", которые нашли применение на особо ответственных линиях электропередачи. С 1960 по 1975 годы он возглавлял научное направление, посвященное изучению процессов в каскадных трансформаторах тока высоких и сверхвысоких напряжений. Совместно с А.С. Засыпкиным им была разработана оригинальная защита трансформаторов электровозов переменного тока, на которую были получены патенты во Франции, Италии и США.

100 лет назад было создано второе звено московского «энергокольца». 23 сентября 1925 года введена в эксплуатацию ВЛ 110 кВ Шатурская ГРЭС – Москва на металлических опорах. В 1925 году были введены в действие первая очередь Шатурской ГРЭС мощностью 32 МВт и двухцепная ЛЭП-110 Шатура – Москва на металлических опорах типа «звезда Шатурская» (проектировавшихся специально для Шатурской линии с золотыми пропорциями 3:5). Линия была доведена до центра города, а затем до Карачаровской и Кожуховской подстанций. Это было, по существу, начало создания Московского кольца напряжением 115 кВ.
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец